Коллекция Национального музея истории Украины, а это почти 850 тыс. Уникальных предметов, являющихся источником колоссальных знаний о поликультурное и полиэтническое историю Украины. Фактически каждый из сохранившихся предметов - это шедевр Средневековья или древность, изготовленная неизвестным мастером, который и не претендовал на внимание потомков, это символ прошлых эпох, материальной культуры народа. Это и картины, и художественные металлы или образцы одежды, это и ключ к нематериальной культуры - песни, обряды, традиции ...
Яркие и выразительные памятники, сохранность которых после трагедий столетия, прошло, уникальная, сейчас открывают вехи еврейской истории и культуры Украины XIX - первой трети XX в. Каждый предмет от простого самодельного инструмента пекаря в волшебных украшений главного сакрального предмета иудаизма - свитка Торы, исполненные многих смыслов. Шофар, Корона Торы, на фоне и другие экспонаты рассказывают не только о традиции - неотъемлемую часть бытия, но и о своих владельцев, производителей, места, где они могли бытовать, насыщенную непростую и трагической судьбе народа. Одной из ключевых идей выставки является попытка подвести посетителя к «дискурса отсутствующих» и задать вопрос о «(не) сознательное забвение» истории соседства наций и народов на протяжении веков. Ведь одним из вызовов современности является восстановление культурного контекста Украины.
Выставка состоит из 4-х разделов. Первый раздел «Основатели» открывает не только источники формирования коллекции, но и исторические пласты, связанные с террором советской власти, направленным против верующих, Второй мировой войной, вмешательство советских функционеров в дела культуры в 1950-е гг. Представленные экспонаты являются ключами к рассказы о двух потерянных в результате сталинских репрессий музее - имени еврейского писателя Менделя Мойхер-Сфорима в Одессе и украинского этнографа Федора Вовка в Киеве. Разбросанными, и наконец, уничтожены были не только материальные символы, но и люди - носители духовности.
Второй раздел «(Не) драгоценная мастерство» отражает волшебный мир ювелирного искусства Варшавы, Иерусалима, Галичины и других уголков Украины, где создали произведения искусства, но из латуни и меди. Таким образом малоимущие верующие могли сделать пожертвование синагоге и наполнить дом культовыми предметами не только соответствующего назначения, но и форм, отвечающих вкусам своего времени. Один из самых ярких экспонатов выставки - Торашилд из Варшавы неожиданно откроет НЕ только глубокий смысл обряда, но и результат научных изобретений XIX в. - серебрение металлов.
Третий раздел «Музейные находки: (ре) атрибуция» окунет посетителя в интересный и неоднозначный мир музейного дела, на которую десятилетиями давила командно-административная система. В результате этого давления произошло не только уничтожение тысяч экспонатов, которые не вписывались в советскую идеологию, но и забвения правильных названий предметов в музейных фондах. Вместе с тем возникает вопрос: «не осуществили подвиги по сохранению коллекций музейщики, которые, возможно, сознательно назвали в документах культовые предметы солонкой, кружкой, шкатулкой, и спрятали их для потомков?».
Четвертый раздел выставки «Ограбленные» проведет посетителя через трагический период изъятия культовых ценностей 1920-30-х гг., Затем случайную находку и передачу в современный Национальный музей истории Украины в начале 1950-х гг. Одной из самых больших в мире коллекций изделий еврейского ритуального искусства из золота и серебра. Еще в 1953 почти 40 предметов коллекции оказались изделиями из недогороцинних металлов, и, к сожалению, не были исследованы должным образом до 2017 Поврежденными оказались фактически все из них - подвижные детали, отсутствие которых не меняет целостность изделий визуально, отняли неизвестными . Кто, в годы лихолетья не уважая культуру, историю, народ и будущее, совершил над ними акты вандализма? Ответ на этот вопрос понятен тем, кто знает историю и культуру: сохраненную, упомянутую, найденную и (не) утраченную ради будущего.