В субботу 30 сентября выдающемуся украинскому композитору Валентину Сильвестрову исполняется 80. Сильвестровские концерты идут в Киеве весь сентябрь, Ухо уместило свою программу в два дня. Выставка аудиовизуальных инсталляций "Частный человек" откроется в помещении "Пленки" в Центре Довженко 30 числа перформансом Алексея Шмурака, Олега Шпудейко и Марка Булошникова, а уже 1 октября там же пройдет Сильвестров-марафон - огромный, четырехчастный концерт, в рамках которого будут исполнены практически все камерные, вокально-инструментальные и фортепианные сочинения автора 1960-70х гг., его авангардная и метафорическая музыка.
В программе первого концерта Сильвестров-марафона - "Quartetto piccolo для струнных" (1961) и "Икона" (2004) в исполнении Р-квартета, "Пять пьес для фортепиано" (1961), "Триада" (1962-68) и "Элегия" (1967) в исполнении Евгения Громова, "Проекции на клавесин, вибрафон и колокола" (1965) в исполнении Натальи Сикорской, Евгения и Дмитрия Ульяновых и "Трио для флейты, трубы, челесты" (1962) в исполнении Евгения Громова, Инны Воробец и Сергея Череватенко.
Откроют программу два афористических цикла 1961 года - "Маленький квартет для струнных" и "Пять пьес для фортепиано" - первые серийно-додекафонные сочинения в истории украинской музыки. Написанные в поствербернианском ключе, оба они сохраняют долю лиричности и напевности. "Пять пьес для фортепиано" посвящены другу Сильвестрова киевскому дирижеру и музыковеду Игорю Блажкову, в мае 1961 года автор сыграл их на экзамене по композиции в консерватории. Сильвестров скрыл от комиссии тот факт, что конструктивной основой для компонирования явилась двенадцатитоновость, и был удостоен напутственного пожелания от Председателя Союза композиторов Украины Данькевича: "— Валя, не забывайте царицу Мелодию!". Центральная Третья пьеса микроцикла носит название "Мелодия", но реализована в дискретно-пуантилистической манере письма.
Уже через год, в 1962 году, сочинение было впервые исполнено на Западе - пианистка Мария Бергман сыграл их для Радио Баден-Баден, мировая премьера Quartetto piccolo состоялась на Berliner Festwochen-1964 в исполнении Drolc-Quartett. Там же было впервые исполнено и другое сочинение программы - "Трио для флейты, трубы и шелесты" - в Украине до сих пор не звучавшее. "Трио" посвящено Фреду К. Прибергу, в аннотации к работе Сильвестров писал, что "стремился найти аналогии идеям формообразования венского классицизма с его гибкостью, многообразием музыкальных событий в малом временном пространстве".