«Ганди» Андрея Блудова – очередной постутопический живописный проект, навеянный размышлениями не только над индийскими, но и над украинскими, де факто «колониальными» реалиями. Автор даже позволяет себе их наложение. Вот он, утонченно харизматичный духовный лидер Индии, со своей символической прялкой на фоне «садков вишнёвых коло хаты» – не просто поддерживает национальные ремесла, но прядет нить судьбы народа и государства... Вспоминая «соляной поход» и прочие романтические страницы истории Индии, приятно помечтать. Коллапс политической и экономической власти в Украине вылился в прекрасную и неосуществимую мечту на холсте о «большой душе» «у руля».
Махатма Ганди со своей идеей «ненасильственного сопротивления» политической и экономической агрессии – это, прежде всего, идеал человечности. Идеал того, как должно относиться к своему ближнему. Помимо внешних конфликтов, он активно сражался с внутренними, кастовыми предрассудками и религиозной рознью между индуистами и мусульманами, отстаивал права «неприкасаемых». Что нам животрепещуще близко: в стране гнетущего материального расслоения изгоем может ощутить себя любой представитель среднего класса. На все эти отнюдь не случайные параллели наталкивает очередной виток эволюции и украинского национального сознания. Окончательного разочарования в прогнившей и коррумпированной олигархической власти, поддерживающей тлеющие конфликты и цинично попирающей ради собственного обогащения залитые кровью сограждан идеалы общего блага. Осознания, можно даже сказать, безысходности, тупиковости ситуации. Но безысходность – это только иллюзия. Выход всегда есть – и об этих поисках выхода из не просто политического, но морального тупика нашего общества, которое так или иначе «фонит» сквозь экзотику, свидетельствует проект Андрея Блудова…
Чтобы снять неизбежный пафос своих благих намерений, автор облекает моральный мессэдж в поп-артовскую оболочку, в частности, использует принцип кадрирования пространства «а-ля Уорхол» – что говорит о принятии неизбежного, тиражирования образа Ганди во всех смыслах. Медиа относятся к нему с особым пиететом, так как это уникальный случай совмещения несовместимого – политики и морали. Сложно вспомнить хотя бы еще одного такого политика, которого воспринимали бы почти как святого. У Ганди хрестоматийная биография национального героя – это касается и жизни, и его мученической смерти. На первый взгляд может показаться, в облике постаревшего, но так и не повзрослевшего ребенка, отторгающего любой негативный опыт восприятия людей, есть момент театрализации и гротеска. Его внешность выстроена как воплощение принципа строжайшей аскезы.
Ганди, «пассажир третьего класса», демонстративно солидаризировался с бедняками. Что давало повод недоброжелателям язвить о дороговизне его желания быть с народом – к примеру, для путешествий по стране выкупался весь вагон. На всех фотоизображениях, послуживших основой живописного проекта, Ганди, «большая душа» в маленькой и высохшей оболочке тела, очищен от багажа материального. Растиражированная, но, тем не менее, подлинная доброта его улыбки вызывает умиление. Но больше всего в этом человеке подкупает то, что его жизнь – это пример осознанного, ахронного существования. Он выключен из потока времени, и наблюдает за происходящим как бы со стороны. Художник подчеркивает эти атрибуты «наблюдателя», кочующие с холста на холст – очки, «волшебные» стекла, дающие видеть реальность глубже. Часы, которые не были властны над этим человеком. Поэтому, в отличие от цветистого поп-арта, Блудов уводит происходящее в благородную сдержанность ретро-плоскости – делает картины похожими на старые выцветшие фотографии или кадры документальной хроники. То, что мы видим – это окрашенная ностальгией вновь воплощенная легенда, миф, который не случайно хочется припомнить сегодня...