История украинского авангардного кино берет свое начало еще с 1920-х годов и фильмов Дзиги Вертова, Александра Довженко и Ивана Кавалеридзе. Однако начиная с 1930-х с укреплением цензурных ограничений любые проявления формализации, поэтичности и неконвенционную эстетики наглухо вытесняются идеологически корректным официальным кино.
Только вторая половина ХХ века, принесла возрождение образов экспериментального кино, сначала в работах школы «украинского поэтического кино» 1960-х, а после ее разгрома - в маргинальных видах кино: студенческом научно-популярном и любительском фильме.
Программа "Миражи свободы" от Довженко-Центра частично раскрывает каждое из этих направлений поиска свободы в кинематографе. Среди работ студентов Киевского института кино имени Карпенко-Карого выделяются работы будущих легенд украинского кино - Романа Балаяна, Игоря Минаева, Ады Квирая в ранних фильмах которых еще чувствуется развитие эстетики поэтического кино.
Основным центром эксперимента научно-популярного кино был сплоченный вокруг фигуры Феликса Соболева творческий коллектив студии «Киевнаучфильм». Программа представляет параллельный - анимационный - наследие этой киностудии, который своей абсурдностью и ироничностью в 1980-х перехватил инициативу в кибернетической и дидактического научного кино 1970-х.
Наконец стабилизация советской жизни во время «застоя» и появление легких и дешевых любительских кинокамер привела к буму любительского кино и появления большого количества фильмов снятых как одиночками-фотолюбителями, так и целыми коллективами промышленных киностудий.
Сделанные в диапазоне от документальных хроник семейной жизни да пародийных кинокомедий эти «эфемерные фильмы» выразили как быт 1970-1980-х, так и трагедию позднесоветского неофициального искусства.
Мы разделили программу "Миражи свободы" на два блока: Физики и Лирики. Показы будут проходить отдельно.
БЛОК 1. ФИЗИКИ
Билеты: https://bit.ly/2PY2O1d
https://bit.ly/321li6m
путевку в Югославии (1987)
реж. Андрей Тузяк, Олег Качмар, 2 мин.
Абсурдный любительский фильм, снятый студентам на центральных улицах Львова в конце 1980-х годов, когда в воздухе уже витает настроение изменений, обращения в городском пространстве становится более раскованным и в моду входят джинсы-бананы и пальто "с чужого плеча".
БЕЗ НАЗВАНИЯ (1990)
реж. Николай Перетятко; 8 мин.
Любительский кинохроника из семейного архива физика и инженера Николая Перетятко. На обозначенных отпечатками времени кадрах 16 мм пленки сохранилась прогулка одного дня. 9 мая пара отдыхает в окрестностях города, посещает места обороны Киева во Второй мировой войне, приветствует танкистов, проезжающие по автостраде, и долго всматривается в небо, где, словно листья с деревьев, парят парашютисты.
МИРАЖ (1984)
реж. группа студентов Харьковского политехнического института под руководством Аркадия Фаустово, в частности Олег Минц, Андрей Петров; 4 мин.
Ироническая монтажная реклама легендарной студенческой любительской киностудии «ХПИ-фильм», с которой вы узнаете, как небольшая студенческая организация затмила своим успехом ведущие голливудские кинофабрики и даже вошла в «Историю киноискусства» Жоржа Садуля.
КВН (1965)
реж. группа студентов Харьковского политехнического института под руководством Аркадия Фаустово; 9 мин.
Хроника из жизни харьковских студентов, когда в их размеренную институтское жизни ворвалась событие под названием «Клуб веселых и находчивых». Премьера фильма состоялась в 1965 году во время выступления команд ХПИ и ХГУ во всесоюзной игре «КВН». Это стало первым случаем использования в соревнованиях «КВН» средств кино.
ПОКАЗЫВАЙТЕ, НАМ ИНТЕРЕСНО (1981)
реж. группа студентов Харьковского политехнического института под руководством Аркадия Фаустово; 10 мин.
Зарисовка о месте телевидения в жизни простого советского человека и невероятный рост спроса на телевизоры и сопутствующие товары накануне показа телепередачи, посвященной Дню смеха.
НОВЫЙ МАРШРУТ (1981)
реж. Ирина Борисова, Александр Голубчик, Василий Столбовой, А. Ярмолюк, Владислав Малинов, Аркадий Фаустов, Л. Галкин, А. Гордеев, В. Хлолокина, А. Сидоренко, Петр Имшенецкий; 2 мин.
Экспериментальная анимационная лента на тему «комфортабельности» общественного транспорта в час пик. Одна из авторов мультфильма, руководитель анимационной студии ХПИ-фильма Ирина Борисова впоследствии эмигрировала в США, где вместе с мужем, коллегой по ХПИ-фильма, обладателем «Оскара» за спецэффекты в фильме «Хищник» Евгением Мамутом, создала музей анимации.
МОЗАИКА (1989)
реж. Владимир Врублевский; 7 мин.
Анимированная инструкция к известной советской детской аналоговой игры, неожиданно превращается в экспериментальную анимацию в стиле абстрактных фильмов Ганса Рихтера или Вальтера Рутман. Фильм дополняют визуальные и аудио-элементы, которые отсылают к популярным во второй половине 1980-х - нью-эйджа и игры «Пакман».
ПРАВДА крупным планом (1988)
реж. Владимир Гончаров; 9 мин
Мультипликационный фильм для взрослых, который деконструирует и обнажает выхолощены советские клише в традиционных для периода гласности поисках правды.
Страсти мордасти (1991)
Владимир Гончаров, Валерий Коноплев, Вадим Тюряев, Александр Бубнов; 9 мин.
Психоделическая трилогия анимационных ужастиков, состоящий из миниатюр «Побег», «Гость» и «Колобок и погружает зрителей в жуткий мир коллективного бессознательного образца начала 1990-х. Один из авторов сценария и режиссеров Александр Бубнов разовьет жанр подобных хоррор-мультфильмов на созданной в 1990 году независимой анимационной студии «Борисфен-С».
АСФАЛЬТРОНИК (1967/2001)
реж. УПВ АРТ ГРУПП и Вячеслав Бугаевский; 4 мин.
На известного профессора Институт кибернетики осуществляют вооруженное нападение, о чем сразу сообщают в центральных газетах. Подозревают, что это спецоперация ЦРУ по похищению сильнейших «понимал» страны. Авторы о фильме «Уникальные кадры из советского подпольного шпионского боевика 1967 в сопровождении ВИА" Асфальт "и их композиции в жанре синт-поп« Асфальтроник "67" ».
БЛОК 2. ЛИРИКИ
Билеты: https://bit.ly/2DYNNcY
https://bit.ly/345vk99
И, ЧТО ВХОДИТ В МОРЕ (1965)
реж. Леонид Осыка; 16 мин.
Курсовая работа легендарного режиссера Леонида Осыки, за которую он был публично обвинен в «экзистенциализме», «упадочничества» «заимствовании в" новой волны "». Сам фильм - короткая поэтическая притча о начале человеческой жизни. Маленькая девочка играет на берегу моря, и оно стелется перед ней как свободная поэтическая стихия бытия. А рядом на пляже идет взрослую жизнь, обыденность, проза. Фильм произвел большое впечатление на Сергея Параджанова и повлиял на его дальнейшее творчество.
КИЕВСКИЙ ЭТЮД (1966)
реж. Эдуард Тимлин; 9 мин.
Городская симфония, главным героем которой выступает осенний Киев середины 60-х годов. Схвачены на лету краски города, подчеркнутые джазовыми акцентами композитора Владимира Губы, делают этот фильм одним из самых точных иллюстраций настроений города 1960-х, и ставит его в один ряд с другим «киевским» шедевром - фильмом Михаила Кауфмана «Весной».
ВОР (1969)
реж. Роман Балаян; 11 мин.
Дипломная работа Романа Балаяна, снятая им во время учебы в Киевском институте им. Карпенко-Карого. Жажда и голод толкают сельского парня на - казалось бы - невинный поступок: он напивается парного молока прямо из-под соседской коровы. Но семья местных богачей расценивают поступок парня как преступление и решает проучить наглеца. Замечательные кадры щедрой природы контрастируют в этом фильме со сценами животной жестокости, а сама лента оказывается одновременно смелой студенческой работой и уважением авангардным традициям Александра Довженко.
Приготовиться ВАШ ВЫХОД (1975)
реж. Игорь Минаев; 11 мин.
Еще задолго до того как снять культовые ленты «Холодный березень» (1987) и «Первый этаж» (1990) Игорь Минаев создал небольшой медитативно-критический фильм о строительстве нового общества и новой жизни в Киеве после окончания Второй мировой войны. Основан на воспоминаниях очевидцев, это фильм создает необычный портрет города и его жителей, сопровождается коллажем и коллажем архивных материалов из театра, рабочих собраний, торжеств, а также сценами из фабрик, театров и детских учреждений.
Киевские фрески (1966)
реж. Сергей Параджанов; 15 мин.
Несостоявшийся фильм Сергея Параджанова, сценарий которого построен на контрастах: фактурных, звуковых, цветовых, типажных. В этом Параджанов показывает себя "всесильным богом деталей". Его чуткое ухо улавливает партию каждого "инструмента" в "оркестре" большого города. Это лязг металла, и шуршание шин на мокром асфальте, и человеческие голоса, и скучный, вялый капель затяжного осеннего дождя. После съемок кинопроб дирекция киностудии приняла решение прекратить съемки "в целом импрессионистской фильма, пронизанного идеей пацифизма". От картины остались только 15-минутные кинопробы. Они уцелели благодаря оператору Александру Антипенко, который выдал их за свою дипломную работу.
Водозабор (1987)
реж. Ада Квирая; 16 мин.
Ручная камера проводит зрителя закоулками абхазского города, стоящего на побережье моря, до комнаты и кровати главного героя. Ему уже пора на работу и он с ружьем за спиной отправляется за пределы города, в небольшой хижине лесника. Днем он работает на тишину и порядок в этих диких краях, слушает шепот реки, бродит густыми леса, подставляет лицо лучам солнца ... Как-то ночью его внимание привлекает стон волчицы, попавшая в капкан. Мужчина спасает ее, она благодарит его за услугу. Но неожиданно человеческие законы начинают конфликтовать с законами природы. Фильм-притча, с ее аллегоризмом, рефлексией над природой человека и изысканной визуальной поэтикой, продолжает традицию грузинской школы поэтического кино, ярким представителем которой был Тенґиз Абуладзе.
Конец каникул (1985)
реж. Сергей Лысенко; 29 мин
Дипломный короткометражный фильм Сергея Лысенко, который был снято в Киеве и посвящен знаковом рок-группы «Кино». Лента является фактически четырьмя клипами группы, связанными между собой одной сюжетной линией. Сам фильм сразу стал культовым явлением и повлиял на дальнейшую кинокарьеру фронтмена группы Виктора Цоя, который впоследствии сыграл в фильмах «Асса» Сергея Соловьева и «Игла» Рашида Нуґманова.
Наші спецпроекти4
ННовинки кіно
ББлагодійні фонди
ББізнес під час війни
ППатріотична продукція
ЗЗамовляти друк поліграфії - це легко з Вольф: Практичні поради
Миражи свободы. Украинский экспериментальное кино 1960-80 годов
Інші подіїї зараз
Рецензія
Афіша
Теги
Оголошення
ДодатиВідповідальний за розділ
Евгения (афиша)
Для Вас мы ежедневно собираем самые невероятные события города, которые могут вам подарить яркие эмоции и незабываемые впечатления. Афиша Киева на 44.ua — все то, что стоит увидеть, попробовать и почувствовать. Самая полная информация о культурной жизни города! Все события в ночных клубах, кинотеатрах, концертных залах, ресторанах и др. — все это и многое другое, вы найдете в Афише сайта города Киева 44.ua!
Фільтри