Искусствоведы давно пытаются объяснить сюрреалистический анимизм Светланы Бринюк, но поймать точную формулировку в случае ее творчества - то же, что объяснять дефиницию любви или души. Неуловимая и прекрасная, суть явления всегда сказывается (так же, как и ее отсутствие), но неохотно подстраивается под жесткие конструкции научного языка.
Попробую упростить: эта художница не утратила искренности. Не утратила благодарности. Она умеет различать присутствие бессмертной души в людях и животных, городах целом и предметах частности. И они благодарны взамен: их изображения в картинах художницы, реалистичные или стилизованные, дышат жизнью, добавляют настроения и заставляют задуматься над тем, что мы все вообще здесь делаем, зачем живем.
Обладая любым из приступних профессиональным художникам, получили важную академическое образование, стилем, Светлана Бринюк предпочитает натюрморты, портреты и (изредка) пейзажам, никогда не забывая - я до сих пор не знаю, сознательно или нет - подчеркнуть красоту мира, его полноценность и совершенство с точки зрения человека, которому также свойственны именно эти качества.
Поэтому анимизм в названии не случайно: ведь художник, интерпретируя, отдает предметном мировые щепотку свойств собственной натуры. Результат впечатляет: картины, живя своей жизнью, приносят любом доме такое уважение - и уважительность, такую едва ироническую, но неподдельную серьезность, словно процесс восстановления разрушенного и общение с сущностями вещей и явлений является не только природными, но и вполне нормальными для всех без исключения.
Светлана Бринюк никогда не рисует с натуры, поэтому ее образы априори стилизованные способом, позволяет узнать ее картины "по почерку" в любом музее. Это нравится не меньше, чем ее умение общаться с окружающими - через дети, растения (в частности, домашняя коллекция орхидей), животные, а также сказочные истории в ее присутствии приобретают совершенных и красивых форм, пытаясь видвзаемиты человеческом воображении всеми своими лучшими способностями.
Что касается сюрреалистичности, то изменение ракурса геометризуе привыкшие предметы - что угодно, от спящего кота к столику с чашками кофе, и, глядя на них предельно внимательно, зритель в очередной раз убеждается в пользе изменения точки зрения. Хотя бы экспериментально. Хотя бы ненадолго. Так, чтобы действительность открыла некоторые из своих тайн - по человечности, доброты, страха, задумчивости, страдания, тревоги, счастье - всем. Даже искусствоведам. И даже непосвященным.
Куратор выставки - Данная Пинчевська