Джакомо Пуччини
Опера в 2-х действиях (исполняется с одним антрактом)
Либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по книге Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы»

Длительность спектакля с антрактом: 2 часа 20 минут

Дирижёры - Оксана Лынив, Игорь Чернецкий

Режиссёр-постановщик – заслуженный деятель искусств России Артур Почиковский
Режиссёр возобновления – заслуженный артист Украины Сергей Зуенко
Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств России В.С. Крюков
Художник обновления - заслуженный художник Украины Наталия Бевзенко-Зинкина
Главный хормейстер – заслуженный деятель искусств УкраиныЛеонид Бутенко
Хормейстер – заслуженный деятель искусств Украины Игорь Дидушок
Концертмейстеры – Наталия Русиняк, Марина Маринич, Валентин Платов, Вероника Струк, Лариса Хороленко
Заведующий художественно-постановочной частью – Василий Хомин
Режиссёры, ведущие спектакль – заслуженный работник культуры Украины Наталия Григор, Сергей Красных

 

 

Джакомо Пуччини

(Giacomo Antonio Domenico Michele Secondo Maria Puccini; 22 декабря 1858, Лукка — 29 ноября 1924, Брюссель)

Итальянский оперный композитор, ярчайший представитель направления «веризм»* в музыке.

Сын и внук музыкантов, выпускник луккского Музыкального института им. Дж. Пачини и миланской консерватории, Джакомо Пуччини, по его собственным словам, решил стать оперным композитором, когда впервые услышал представление оперы Джузеппе Верди «Аида» в Пизе: «Бог дотронулся до меня мизинцем и сказал: «Пиши для театра и только для театра».

«Богема» (четвертая по счету опера Пуччини после «Виллис», «Эдгара» и «Манон Леско») написана на сюжет романа французского писателя-вериста Анри Мюрже.

Роман «Сцены из жизни богемы» вышел в Париже в 1851 году. До того на протяжении нескольких лет он публиковался в литературно-артистической газете «Корсар» в виде отдельных новелл. Книга имела большой успех. Впервые в литературе появились новые герои – представители артистической молодёжи, жизнь которых автор знал не понаслышке: он сам вышел из этой среды, и образ одного из персонажей, Рудольфа, наделил автобиографическими чертами.

Сюжет романа также был во многом близок Пуччини. Ведь и он, как всякий студент, когда-то бедствовал, жил в крошечной каморке, иногда голодал, прятался от кредиторов. А в годы первого признания и долгожданного материального благополучия Пуччини стал душой компании, именовавшей себя «Клуб богемы», куда входили молодые писатели, художники и артисты.

Идеей создания оперы на сюжет романа Мюрже композитор увлёкся в 1893 году. Либреттистами стали Луиджи Иллика (1853 – 1919) и Джузеппе Джакоза (1847 – 1906), однако Пуччини сам наметил план и характеры действующих лиц. «Я нашел сюжет, в который совершенно влюбился», – утверждал композитор. В итоге опера была написана всего за 8 месяцев.

Примечательно, что одновременно с Пуччини над созданием оперы с тем же сюжетом работал Руджеро Леонкавалло. Его «Богема» («Жизнь Латинского квартала») была представлена публике на год позже и, хотя долгое время была популярна, так и не сумела превзойти успех оперы Пуччини, и в настоящее время не ставится даже в Италии.

Первое представление «Богемы» состоялось в Турине 1 февраля 1896 году и вызвало горячие споры. Критики порицали автора за обращение к «неоперному» сюжету, называли его произведение «оперой оборванцев». В защиту «Богемы» выступил Артуро Тосканини, предсказавший ей блестящее будущее. А известный издатель Джулио Рикорди, узнав о сомнениях, терзавших композитора во время первых репетиций «Богемы», написал ему: «Если этой оперой вы не попали в точку, маэстро, я сменю профессию и начну торговать колбасой».

Время – лучший судья, и сегодня с полной уверенностью можно сказать, что современные композитору критики ошиблись в своей оценке. «Богема» принесла маэстро Пуччини мировую славу. На сегодняшний день это одна из самых исполняемых опер.


*Веризм (итал. verismo, от vero – истинный, правдивый) – течение в итальянской литературе и искусстве конца XIX века. Его принципы сходны с идеями французского натурализма: изображение повседневного быта, психологических переживаний героев, обычно стоящих на не очень высокой социальной ступени. Сюжетность, за редкими исключениями, отходит на задний план; она заменяется описанием действий героя как проявлений его психического состояния.

Музыкальный веризм возник под влиянием литературного. Новым для итальянской оперы было обращение к современной теме, изображение быта простых людей – крестьян, ремесленников, представителей интеллигенции.

К высшим достижениям этого течения относится ряд опер Джакомо Пуччини, продолжавших реалистические традиции Верди: «Манон Леско» (1893), «Богема» (1896), «Тоска» (1900), «Мадам Баттерфляй» (1904).


Postscriptum по поводу исторических обстоятельств

В своем обстоятельном эссе, озаглавленном «Прототипы «Богемы», Жорж Марек идентифицировал прототипы персонажей этой оперы. Большинство приводимых ниже сведений заимствованы из этого эссе.

Рудольф. Это был Анри Мюрже, автор автобиографической новеллы «Сцены из жизни богемы», опубликованной в 1848 году и послужившей источником для либретто. В молодости он, во многом подобно Рудольфу, что-то безуспешно пописывал. Он делил со своими друзьями не только убогое жилище, но и одну-единственную пару брюк. Пьеса, написанная им в соавторстве с Барье на основе его романа, принесла ему такой успех, что Мюрже смог расстаться с богемой, что он и сделал.

Мими. Главной моделью для нее была болезненная гризетка по имени Лючия. И действительно, Мими в опере сообщает нам свое подлинное имя – Лючия. Она была очаровательная, имела не очень легкий характер и умерла от туберкулеза легких. Произошло это не в мансарде, а в больнице, и Рудольф-Мюрже не узнал об этом вовремя и потому не смог забрать тело. Оно было передано для вскрытия на занятиях студентов-медиков.

Марсель. Этот образ получился в результате соединения характерных черт двух друзей Мюрже, оба художники – один по имени Лазарь, другой – Табар. Лазарь был очень преуспевающим (для представителя богемы), а Табар – очень талантливым. Быть может, в этом есть некая мораль.

Коллен. Еще один продукт соединения двух характеров – философов-писателей по имени Жан Валлон и Трападокс. Последний ходил в костюме, который обычно на сцене носит Коллен – высокая шляпа и длинный зеленый сюртук. Но именно Валлон всегда носил с собой книги, как это делает Коллен во II действии оперы.