100 лет прошло, будущее наступило и другого не будет. "Декоммунизация" зачищает следы преступлений, память и делает потерю прошлого необратимой. Жертва не является субъектом, ею удобно манипулировать, призывая то к патриотизму-героизма, то к послушанию. Заявляя о себе как о жертве, мы переводим свою ответственность - способность самостоятельно действовать и думать - на другого. Жертва бесконечно диктует свою жертвенность, таким образом питая террор.

Между прошлым и будущим лежит наша воля и то, каким будет будущее, определяет наше отношение к прошлому. Потеря прошлого равноценна потере себя, а его неосмисленисть гарантирует его возвращения. В процессе исследования своего отношения к прошлому мы столкнулись с Песней - двигателем, запускает движение механизма советского, которое, будучи неотрефлексированные, продолжает действовать сегодня. "Диктатура жертвы" является попыткой увидеть влияние советской песни, как определяющего элемента тоталитарной культуры, на нашу способность думать и действовать, попыткой найти собственный способ рефлексии утраченного себя.