Рады сообщить, что выставка "мимезис" Kateryna Svirgunenko и Анатолия Степаненко в Национальный заповедник «София Киевская». Выставки. продлена!)
В экспозицию вошли графические произведения художников и трехмерные объекты.
Выставку можно посетить с 10.00 до 17.30 по субботам и воскресеньям в течение июля 2020 в выставочных залах "Хлебная" по адресу: ул. Владимирская, 24.
ХХ века клеймило мимезис через недоверие к объективной картины мира. Фактически оттеснила его на маргинесы визуального искусства. Впрочем, это древнегреческое понятие (греч. Μίμήσις - подражание, mimeistkai «имитировать») можно рассматривать и под другим, недогматичним углом зрения.
Именно так, как это делают Екатерина Свиргуненко и Анатоль Степаненко в своей совместной выставке. В понимании художников «мимезис» означает «подражания» искусством всего многообразия как предметного, так и фантазийного мира, созданного коллективной или индивидуальной мифологией. В этом подражании активно взаимодействуют отображаемый объект (из мира вещей или мира идей) и его «отпечаток». Здесь речь не идет об упрощенном копирования, автоматизм, уподоблении искусства реальности или нашем воображении. Скорее - о субъективном исследования и отражение определенных явлений, процессов, вещей, пространства ... каждым из авторов.
Саморефлексия художников провоцирует зрителя на интерпретацию этих отпечатков реальности, избранных по какой причине их художественным сознанием. Ведь память человека селективная. Это знаменитая сократовская «восковая дощечка», на которой мы оставляем отпечатки «кольца»: только то, что хотим запомнить из увиденного, услышанного или вымышленного нами самими ...
«Отпечаток» - вещь материальная и одновременно символическая. Свидетельствуя метаморфозы человеческого бытия и мышления, он сам нуждается в дешифровке. Такая неоднозначность предлагает изящную декабря обоих художников в современную псевдоархеологию. Предмет исследования - мир, человечество, память, граница между тварным и трансцендентным; объемом и пространством; тем, что снаружи, и тем, что скрыто. Вариация методов - от чистого мимезису к тотальному абстрагирования. Оперируя различными медиа, каждый из участников выставки фиксирует реальность и фантазию по-своему. Балансировка обоих на грани двух и трехмерности время смещает акценты и планы, создавая эффект синкретичности изображаемого ...
Линеарная графика Анатолия Степаненко помережуе монохромные деревянные объекты, отдаленно напоминающие предметы неизвестных культовых ритуалов или атрибуты магических практик. Объединены в отдельные композиционные группы камерного масштаба они демонстрируют выразительный архитектонический строй. А его ажурные скульптурные конструкции, образованные из ветвей орехового дерева, - аллюзия на остовы лодок или ковчегов. Условная етностилизация, дополненная бы между прочим природными элементами и деталями, воспроизводит впечатление музейной архаики, археологической загадочности, гамму неуловимых отдаленных ассоциаций.
Лаконичная печатная графика Екатерины Свиргуненко в сериях монотипий, которая по своей природе уже является документом, «зеркальным отражением матрицы», вслед, выполненная в традиционной черно-белой манере. Едва очерченные медитативные образы создают иллюзионистский эффект трехмерного пространства на плоскости, где теряется ощущение грани между физикой и метафизикой, присутствием «здесь» и «там», мгновением и бесконечностью. Так же художница сосредотачивается на выразительных возможностях позитивно-негативного изображения в гравюрах «Дубль И» и «Дубль II». Фрагментировано антропоморфное изображение с явно выраженной, ощутимой телесностью в них постепенно растворяется в сфумато и, наконец, становится следом, упоминанием об объеме ... Зато алгоритм считывания авторского сообщение в серии «Карты мира» и родственной с ней работе «Тест Роршаха» - прямо противоположный.
Представленные в рамках выставки работы - это преобразованное личностной психологией художников зеркало нашего мира. От нас зависит, что мы в нем увидим ...
Марина Стрельцова, куратор выставки "Мимесис"