Троллейбусные поезда в Киеве: когда появились и почему, ФОТО
Троллейбусные поезда в Киеве: когда появились и почему, ФОТО. Фото: Kostya Cherepovskyi
Троллейбусные поезда — необычный и интересный транспорт, который был придуман именно в Киеве. Журналисты 44.ua подготовили историю того, как, когда и почему появились киевские троллейбусные поезда, и почему они больше не ездят по городу.
История троллейбусного поезда
В 1960-е годы пассажиропоток в Киеве сильно возрастал в связи со строительством новых районов и увеличением города. Соответственно, появлялась и необходимость в транспорте, вмещающем больший пассажиропоток.
Троллейбусы на тот момент выпускались только классические, одиночные. А вот трамваи уже ходили со сцепками. Запуск на маршрут большего количества троллейбусов привел бы к увеличению затрат, а на каждый отдельный троллейбус нужен был водитель.
Идея того, что этот транспорт можно соединить, пришла в голову Владимиру Векличу. Он же позже создаст в Киеве скоростной трамвай, о котором мы уже рассказывали. Первый киевский троллейбусный поезд отправился на маршрут 12 июня 1966 года.
Веклич создал первую в Киеве и во всем мире сцепку троллейбусов, на основе транспорта МТБ-82. Конструкция была достаточно простой, и при этом очень практичной и экономичной, что не могло не привлечь внимания. Позднее для этого начали использовать троллейбусы Skoda 9Tp.
Транспортная ситуация в Киеве была существенно улучшена, а идею с киевскими троллейбусными поездами начали перенимать другие города СССР. Двойные троллейбусы начали эксплуатировать повсеместно, учитывая их преимущества.
Суть работы троллейбусных поездов
По своей конструкции, троллейбусный поезд представляет из себя два независимых троллейбуса, соединенных сцепкой. При этом водитель всего один, едущий в первом троллейбусе. К электрической линии тоже подключался только один из троллейбусов «поезда». Это был своего рода тягач. Открытие дверей было синхронизированным.
Главное преимущество таких троллейбусов в том, что они вмещали вдвое больше пассажиров. Это позволяло перевозить на общественном транспорте значительно большее количество людей. Увеличивался и комфорт поездок, поскольку пассажиропоток распределялся между двумя «вагонами».
Появление троллейбусов-гармошек
После того, как в Киеве начали появляться троллейбусы-«гармошки» моделей Skoda 15Trи DAC 217E, троллейбусные поезда начали уходить в прошлое.
«Гармошки» представляют из себя конструкцию, напоминающую троллейбусный поезд. По крайней мере, суть у них та же — сделать троллейбус двойным, вместив больше пассижиров.
Разница заключается в том, что у «гармошек» сцепка стала современнее и удобнее. Если в троллейбусных поездах использовалась классическая трамвайная сцепка из двух отдельных троллейбусов, то в «гармошках» применяется задний прицеп, соединенный с основным троллейбусом резиновым коридором, напоминающим конструкцию гармошки.
Примечательно, что в таких троллейбусах можно свободно перемешаться между основным салоном и прицепом через «гармошку», когда как в троллейбусных поездах сделать этого было нельзя.
Троллейбусные поезда перестали выходить на маршрут в Киеве в 1994 году. Однако, они значительно повлияли на историю украинского и мирового общественного транспорта, и навсегда остались в памяти киевлян.
Напомним, мы уже рассказывали о том, как раньше назывались станции метро в Киеве и почему.