«Открывашка» для закрытой власти
Уже полтора года не сходит с уст украинцев ключевое требование к власти – создать открытую систему управления государством и городами. Главным внутренним врагом называют коррупцию, а оружием против нее – транспарентность, то есть прозрачность власти. Как и любое электоральное ожидание, данное требование нередко порождает у политиков приступы популизма.
Но так или иначе, курс выбран, и вопрос лишь в скорости, с которой Украина и местные муниципалитеты будут дрейфовать к ситуации, в которой каждый гражданин сможет проверять каждую копейку бюджетных трат, а каждый чиновник будет готов отчитаться за свои действия.
Как ни странно, первый шаг в этом направлении был сделан Януковичем в 2012 году. Тогда был принят закон “О доступе к публичной информации”, который позволяет получить любые данные, когда-либо документировавшиеся чиновниками по произвольному запросу. Команда CitySites решила проанализировать, каких успехов добились украинские чиновники после победы Революции Достоинства.
В Киеве создание открытой системы городской власти – одно из ключевых обещаний команды Виталия Кличко на выборах 2014 года. И это обещание постепенно выполняется. 5 июня мэрия презентовала технологию - "открытый бюджет", который стал одним из первых этапов реализации технологической системы Smart City. Проект позволяет контролировать все расходы и доходы местного бюджета. На данный момент устраняются неточности в работе системы, и происходит окончательная отладка.
В Запорожье власти особо похвастаться нечем. Пресс-секретарь мэра Саодат Усмонова в качестве примера открытости рассказала, что на сайте мэрии начали публиковаться распоряжения городского головы.
”В 2014-м году произошли существенные изменения в прозрачности действий власти. В частности, все распоряжения городского головы публикуются на нашем сайте. Также мы создали уникальный в Украине реестр договоров. Всё это позволяет горожанам ознакомиться с документами, а после, если у общественности возникают вопросы по законности договоров, она может обратиться к нам”, - рассказала Усмонова.
В то же время, по мнению местных активистов, в Запорожье сайт мэрии является неполноценным, а транспарентность лишь симулируется.
“Городские власти за последний год создали уйму фейковых “общественных организаций”, благодаря которым делают видимость успешного диалога с общественностью. О прозрачности власти можно судить хотя бы по сайту горсовета, который не дает возможности обратной связи…За последний год ничего толком не поменялось – на любой конкретный запрос следует ответ с банальными отписками”, - заявил представитель “Альтернативной мэрии” Запорожья Юрий Хохлов.
Еще хуже ситуация в Харькове. Там мэрия даже видимость открытости делать не пытается, демонстрируя полное игнорирование как запросов общества, так и требований украинского законодательства.
В Харьковском горсовете по-прежнему сложно получить ответы на информационные запросы, будь ты представитель средств массовой информации либо же просто активист. Кроме того, для того чтобы попасть на сессию горсовета, харьковским общественникам приходится пройти «7 кругов ада».
По словам активиста харьковского Евромайдана Владимира Чистилина, с городской властью всегда трудно, потому что она закрыта в принципе, и за этот год в Харькове ничего не изменилось.
«Мы пытаемся через информационные запросы узнать, что происходит. Но все это очень закрытая система, - рассказывает Владимир Чистилин. – Нет желания идти на контакт с общественностью».
С областными властями ситуация чуть проще, там идут на диалог, но не всегда результаты этого диалога оказываются результативны.
«За год сменилось два губернатора, и в принципе, если говорить о «Евромайдане», то мы имеем диалог. До власти можно достучаться, каким-то образом поговорить. Но нас очень интересуют результаты всех этих дискуссий и диалогов, - поясняет Чистилин. - Мы ждем реформ, а их, к сожалению, нет практически, и очень часто они просто имитируются и очень много каких-то телодвижний, но на выходе минимальные результаты».
Основной проблемой закрытости власти в Харьковском горсовете активист называет нежелание депутатского корпуса перечить городскому голове. По словам Чистилина, даже полностью проукраинский корпус не сможет изменить ситуацию в городе, если Кернес будет переизбран на новый мэрский срок.
В Кривом Рогу “евромайдановцы” также недовольны процессом изменения власти.
“Да, кое-что изменилось. Но совершенно не наша криворожская власть. Изменились люди, активисты. Стали смелее, что ли. Нас стало больше, приобрели определенный опыт давления на власть, с которым та уже не может не считаться. Может ли измениться власть, которая осталась в том же персональном составе?.. Наши чиновники отточили до невероятной ювелирности практику ответа на информационные запросы "без ответа", – заявила активистка криворожского Евромайдана Ирина Туровская.
Во Львове эксперты гражданской сети “Опора” пришли к выводу, что местная власть не является открытой по отношению к гражданам. По результатам исследования (2014 г.) Львовский горсовет попал в категорию "низкий уровень публичности". Такой результат эксперты объясняют тем, что ни одна из постоянных депутатских комиссий не отчитывалась о своей работе за год. На портале депутатов ЛГС нет также отчетов ни одного из 90 избранников. Кроме этого, горсовет не ведет учет замечаний и предложений избирателей. Открытость мэра Андрея Садового в “Опоре” оценивают на 50%, поскольку он выделяет на прием львовян только 4 часа в месяц, а также публично не отчитывается перед жителями города.
В Николаеве активисты, занимающиеся борьбой с коррупцией, отмечают, что местные чиновники демонстрируют открытость только из-под палки общественников.
"Самое главное - открытость органов власти. Эффективность там, где сильный общественный контроль просто не дает возможности проворачивать темные коррупционные схемы", - рассказал ОО "Центр антикоррупционных расследований" Денис Барашковский.
Аналогичное мнение высказывают и общественники Мариуполя.
Инициативная группа «Вместе», которую возглавляет Максим Бородин, последние полгода занимается системным контролем за расходованием бюджетных средств. А потому он компетентен делать подобные выводы.
"В начале нашей деятельности было невероятно трудно добиваться даже того, чтобы нам просто отвечали на запросы. Закон о доступе к публичной информации в Мариуполе не выполнялся. Но после того, как мы подали соответствующее заявление в прокуратуру, ситуация кардинально изменилась. Системное давление на власть дает свои результаты", - говорит Бородин.
А вот в Одессе перемены ощутимы. С конца зимы здесь запустили систему “Электронный город”. Это портал обработки обращений граждан. Все обращения сводятся в единую базу данных с контролем их выполнения. Всем документам присваивается регистрационный номер, и заявитель имеет возможность в персональном кабинете отследить статус своего обращения, а также видеть стадию его выполнения. Кроме того, за счет отсутствия бумажного носителя и курьерской доставки время реагирования на обращение существенного сокращается.
В Днепропетровске власть после Революции кардинально не изменилась, однако стала более открытой. Об этом рассказал один из лидеров местного Евромайдана Виктор Романенко.
"К власти сейчас проще достучаться, чем раньше. Все-таки она нас слышит. Практически каждый руководитель регулярно встречается с активистами, советуется", - отмечает Романенко.
При этом в Днепропетровске готовится проект “электронного правительства”, который похож на аналогичные проекты в Киеве и Одессе. Кроме прочего, губернатор Днепропетровской области Валентин Резниченко пригласил курировать создание этой системы одного из ТОП-менеджеров “Приватбанка”.
Вместо эпилога
Сделать власть открытой – это лишь одно из многих требований Майдана. Наряду с этим люди добивались реформ, справедливой судебной системы и ликвидации коррупции. Реализация всех этих требований продвигается достаточно медленно, и транспарентность не является исключением.
Настоящей «открывашкой» для закрытой, а потому неэффективной власти сегодня может стать только гражданское общество.
Михаил Криволапов