Гуманитарный конвой из России стал топ-темой минувшей недели не только в Украине, но и в большинстве европейских стран. В эти дни мы были так близки к началу открытой войны, как никогда до этого. А всему виной она, российская гуманитарка.
В последнее время от России привыкли ожидать только гадостей, а потому идею гуманитарной помощи, внезапно посетившую голову Путина, рассматривали исключительно в контексте «а что бы это значило».
Все ждали провокаций. Больше того, в Донецкой и Луганской областях, особенно на уже освобожденных территориях, всерьез готовились к открытому российскому вторжению. В соцсетях активизировались слухи о российском реванше. В эти дни Троянский конь стал самой популярной метафорой, когда речь заходила о колонне из 280 грузовых автомобилей, перекрашенных в белый цвет.
На деле гуманитарка оказалась-таки тем, чем и должна была быть – крупами, водой, памперсами, медикаментами. Однако то, что сопровождало ее формирование, перемещение и документальное сопровождение, не поддается анализу.
Хроника событий
Россия заявляет о желании доставить в зону АТО гуманитарную помощь.
Украина отказывается принимать эту помощь. И это понятно. Помощь от агрессора, регулярно пересылающего в Украину свои «Буки» и «Грады»? Верх лицемерия и цинизма Однако в условиях необъявленной войны такое лицемерие становится возможным. Российский ИТАР ТАСС заявляет о том, что российская гуманитарка – это тест Украине на адекватность, а мировое сообщество, которое всегда «тонко чувствует» страдания людей, ему вторит: надо брать, негоже отказываться. Люди нуждаются, люди страдают. Главное, чтобы все по закону было.
По закону у России получается не сразу. То ли из вредности, то ли действительно было что скрывать, а возможно, просто из нежелания кому бы то ни было подчиняться, даже международному праву, но РФ отказывается следовать по маршруту, предложенному Украиной. Отказывается перегружать гуманитарку на украинские автомобили и не предоставляет Красному Кресту, под эгидой которого должен был проследовать груз, полное и подробное описание того, что везет «белый конвой».
Харьковские пограничники, МЧСники и Нацгвардия, которые были подняты «в ружье» и готовились к любому, самому плохому развитию событий, прождали российскую колонну зря.
Информация о ее передвижении поступала противоречивая. То ее видели в Воронеже, спящей, то вроде выехала на Харьков, потом оказалось, что не на Харьков. Потом – что не выехала, а все еще в Воронеже.
В конце концов, колонна последовала на Ростов. И там, в пункте пропуска «Донецк», таки застряла.
Все это время за белым конвоем пристально следили не только спецслужбы США и НАТО, спутники с Космоса, но также представители ОБСЕ и международные журналисты. Для некоторых из них история с гуманитарной помощью от России стала настоящим прозрением. Потому что чуда не произошло – все получилось, как всегда. Колонну с гуманитарным грузом до сих пор не получили на Донбассе. Мало того, что она петляла трое суток, так еще и документальные формальности, проверки, таможенное оформление затянулось. Зато с танками и БМП проблем у россиян не возникло. Здесь тебе ни проверок, ни документов. Все просто: захотели – и проехали. И вот на глазах у изумленной мировой общественности, спокойненько, минуя кордоны, в Украину въезжают 30 танков и 120 БМП. Журналисты фотографируют, не переставая. The Telegraph дает большущий материал, фактически документируя факт незаконного военного вторжения. А позже, когда по приказу Президента Порошенко большая часть бронетанковой колонны была уничтожена, издание сообщило: «Украина уничтожила часть конвоя российских транспортных средств».