Коломойский и Нацбанк: что может грозить НБУ после приезда олигарха в Украину?
Что означают слухи о возможном возвращении ПриватБанка Игорю Коломойскому, почему это может привести к обвалу гривны и как это повлияет на ситуацию на банковском рынке – читайте в материале.
В последние месяцы Национальный банк Украины (НБУ) подвергается атакам. Это выражается в исках в суд и политических заявлениях о вроде как неправильной работе банка и отдельных его представителей. Вслед за решением Окружного админсуда Киева о якобы незаконной национализации ПриватБанка, 29 мая нардеп от Народного Фронта Юрий Савчук подал иск. В нем он просит тот же суд запретить Екатерине Рожковой, которая отвечает за банковский надзор, выполнять полномочия Первого заместителя Председателя НБУ. И, в обеспечении иска, он просит сделать это немедленно. Это уже не первая попытка убрать Рожкову.
По случайному совпадению, в тот же день, когда нардеп подал свой иск, известный нам окружной административный суд Киева решил вернуть возможность фирме PricewaterhouseCoopers аудировать банки. Напомним, что это та самая компания, которая проверяла работу ПриватБанка до национализации и ничего опасного не обнаружила. За такие неправдивые сведения НБУ вычеркнул ее из реестра аудиторов. Пока все эти решения не вступили в силу.
Под атаку попал и Глава Нацбанка Яков Смолий. Судьи того же Окружного админсуда Киева посчитали, что на заседании Совета национальной безопасности и обороны 18 апреля он на них давил, когда говорил о рисках решения об отмене национализации. В Нацбанке аудиозапись направили экспертам «Українського центру судових експертиз», и там не нашли ничего крамольного.
Почему эти заявления появились только недавно и почему это может привести к инфляции и 90-м годам с гиперинфляцией, мы попытаемся разобраться.
ПОЧЕМУ АТАКУЮТ ИМЕННО НАЦБАНК
Национальный банк Украины – это независимый регулятор. Это значит, что он следит за финансовой «чистотой» в банковской сфере Украины и не должен допускать существование «мусорных» банков (структур для отмывания денег, которые ликвидировались после выполнения своей функции). Эта задача Нацбанка записана в законе «Про Національний банк України».
Одна из успешных реформ, которая прошла в Украине – это реформа банковского сектора. Она позволила очистить рынок от неблагонадежных банков и оставила только надежные. Нацбанку удалось снизить темпы инфляции, сформировать «подушку безопасности» для страны – международные резервы. От такого не были в восторге те, кто от такой реформы многое потерял, и фамилии Гонтаревой и Рожковой стали «полоскать» в СМИ. Чаще всего такие заявления делает бывший совладелец ПриватБанка Игорь Коломойский.
ПОЧЕМУ АТАКА ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС?
Недавно в Украине прошли выборы и сменился глава государства. О том, что новоизбранному президенту «консультациями» и «советами» помогает Игорь Коломойский, тот и сам не скрывает. То, что бывший совладелец ПриватБанка чувствует себя сейчас увереннее в Украине (хотя ходили разговоры о возможной его экстрадиции в США), показывает то, что он вернулся в нашу страну именно сейчас, хотя не был тут с июня 2017 года.
В одних интервью Коломойский говорит, что ему не нужен ПриватБанк, а нужны только его 2 млрд долларов, которые он вложил в банк. В других – он не против снова стать совладельцем Привата. Но недавно пошли разговоры о возможном дефолте Украины. Дефолт принесет Коломойскому рост курса доллара. Его компании ориентированы на экспорт: черные сплавы, добыча полезных ископаемых и металл экспортируются и оплачиваются в евро, фунтах и долларах. Украинская заработная плата, налоги и счета за комуналку будут выплачиваться в обесцененной национальной валюте, а прибыль будет сохраняться в стабильных резервах. Многое в стране обесценится, и это легко можно будет купить тем, у кого есть деньги. Коломойский не скрывает, что такой сценарий ему выгоден и решил заявить об этом не национальным СМИ, а британской газете Financial Times.
ПРИ ЧЕМ ТУТ НАЦБАНК?
На пути к дефолту и обесцениванию гривны стоит независимый Нацбанк. 21 мая лидер фракции «Батьківщина» Юлия Тимошенко заявила, что «президент имеет основания поставить вопрос смены главы Нацбанка». В ВР уже зарегистрировано постановление об увольнении Смолия. Вполне возможно, что это делается, чтобы поставить своих людей на ключевые должности в Нацбанке и контролировать с их помощью банковско-финансовую систему страны.
Чтобы добиться дефолта, нужно торпедировать основные условия сотрудничества с МВФ, где независимость НБУ и национализация ПриватБанка – первоочередные условия. Если Коломойский добьется отмены этих условий, то Украина может быть изолирована от мирового сообщества. Судя по тому, как суды принимают решения, можно предположить, что в Украине Коломойскому противостоять пока не может никто. Значит, тот, против кого он выступает, и есть те достойные соперники, которые могут сдерживать «хотелки» Коломойского.
КТО БУДЕТ СЛЕДУЮЩИМ ПОСЛЕ НАЦБАНКА?
Следующим будет Министерство финансов. «Деньги должен отдать новый владелец (владелец ПриватБанка – авт.) — это Министерство финансов, то есть государство. Только на патриотические чувства не надо давить, анализируем юридическую ситуацию. Мне не надо говорить, что кто-то голодает или не хватает на армию, а я буду получать два миллиарда. Я не спешу — мне надо признать факт, что меня ограбили и на сколько. И желательно наказать тех, кто, как и зачем это сделал», —сказал Коломойский в одном из интервью.
ЧЕМ ЭТО МОЖЕТ ГРОЗИТЬ УКРАИНЦАМ?
Через месяц-полтора в суде будет слушаться апелляция по поводу незаконности национализации ПриватБанка. Если суд примет решение, что государство не имело право национализировать банк (а решение апелляционного суда вступает в силу сразу), то возможны несколько сценариев развития событий. Государство забирает свои 156 млрд грн, которыми «залатало» финансовую дыру в банке. После этого, неплатежеспособный банк попадает Коломойскому и может быть снова национализирован.
По другому сценарию, ПриватБанк попадает в Фонд гарантирования вкладов и идет на ликвидацию. В этом случае, чтобы вернуть 130 млрд грн вкладов, нужно включить “печатный станок”. Это означает обесценивание гривны. В этом случае, люди получат свои вклады, но они будут стоить совсем других денег.