Разработчик бота киевского метро: "Лишь бы новые станции появлялись" - 44.ua

Разработчик бота киевского метро: "Лишь бы новые станции появлялись"

В октябре киевский метрополитен обзавелся собственным ботом, работающим в мессенджерах Telegram и Facebook. Его разработал киевлянин Дмитрий Однокоз. Редакция 44.ua загорелась идеей сделать с ним интервью - и вот, спустя некоторое время нам это удалось. Дмитрий рассказал о планах насчет разработки похожих сервисов, портировании бота, количестве пользователей и многом другом.

- Как появилась идея разработать бота для киевского метрополитена?

- В сентябре я начал интересоваться разработкой ботов. Учиться лучше на практике, при этом хотелось не просто что-то делать, а делать что-то полезное. Для города, для людей. Так появился небольшой список идей, из которых больше всего мне захотелось создать бота для метро. Мне очень нравится, как метрополитен коммуницирует с пассажирами - эти идеи, форматы. Бота не хватало. Я получил разрешение у пресс-службы и начал его создавать.

- Как эту идею встретило руководство коммунального предприятия?

- У меня был опыт общения с коммунальными предприятиями касательно разработки и я понимал, что идти с предложением, чтоб получить заказ, не имеет смысла. Да мне это и не нужно было, я готов был реализовать его бесплатно. Потому постучался в пресс-службу, рассказал про планы касательно функционала, и получил разрешение делать.

По моему опыту могу сказать: если открыто общаться, согласовывать идеи и шаги, то нет никаких сложностей. Мы можем сделать что-то полезное. Почему нет?

- Лично я – фанат Telegram, но хочу уточнить один момент. Почему именно он?

- Бот есть и в Telegram, и в Facebook. Особенности платформы pipe.bot, на которой создавался сервис, такие, что одну разработку можно портировать сразу в несколько месенджеров. Кроме нынешних мессенджеров, это могут быть Viber, Slack. Я считаю Telegram самым быстрым, удобным и функциональным, он дает много возможностей для разработки.

Примечание редакции. Если разработчикам Telegram нравится этот комплимент, пусть докинут боту и нашему каналу по 10 000 пользователей.

Аудитория бота в Facebook почти в 100 раз меньше аудитории в Telegram, хотя обе ссылки всегда подаются рядом. Вот вам и ответ пользователя :)

- Как долго разрабатывался бот?

- У меня на него ушло две недели. Но нужно иметь в виду, что я одновременно учился создавать ботов. Потому нужно было разбираться в новом, часто переделывать то, что уже работало.

Дополнительные сложности возникают на этапе, когда кроме функционала платформы нужно подключать внешний API. Это уже навыки программирования, например, на PHP или Python. А я вовсе не программист, я маркетолог) Когда разобрался, понимаю, что все не так сложно. Опытный программист мог бы сделать такого бота за пару дней.

- Если честно, появлялась идея бросить проект?

- Проект только начался. Меня интригует необходимость разбираться со сложностями, находить решение. Потому эта разработка - в удовольствие. Правда были моменты, когда на что-то уходило намного больше времени, чем я планировал. Это злило, да. Но тут важно помнить о результате, к которому иду, и тогда остановиться сложно, даже если времени уже нет.

- Как много людей уже пользуются ботом? Шлют какие-то предложения по улучшению сервиса?

- Суммарно в обоих ботах сейчас около 10 тысяч пользователей. Все благодаря пресс-службе метрополитена (от редактора 44.ua: нет, просто бот хороший). Благодаря их поддержке в социальных сетях и СМИ. Без них, думаю, бот не стал бы популярным. По крайней мере, так быстро.

Хочу поблагодарить отдельных людей... И прошу прощения за неудобства, которые иногда создаю. Все мы учимся. В боте есть отдельная кнопка для связи с разработчиком, через нее регулярно приходят сообщения. Особенно про глюки, которые были сначала. Практически сразу люди прислали много идей касательно того, что еще хотелось бы видеть в боте.

Я составил список идей на странице бота в Facebook, постепенно буду воплощать их. Много простой благодарности. Есть и сообщения о том, что пользы в боте никакой нет. Но их мало :) Со временем пользы будет больше, это однозначно.

- Лично я пользуюсь ботом, не нашел особых недостатков. Тем не менее, иногда сервис глючит и выдает странные команды (очень мило, я в такие моменты улыбаюсь). Это сбои или тестирование новых возможностей бота?

- Такое было по двум причинам. Первый раз - буквально через несколько дней после запуска, когда аудитория резко возросла. Та схема, по которой изначально был построен обмен информацией в боте, не справлялась с нагрузкой. Она выдавала пользователям совсем не то, что в ней было запрограммировано.

Пришлось быстро менять схему. Здесь помогли ребята из pipe.bot, за что им отдельное спасибо - проблема решена. Когда я тестировал бота, не мог проверить его работоспособность на большом количестве одновременных запросов. Потому, к сожалению, пользователи были свидетелями такой работы.

Второй раз был во время настройки автоматической передачи срочных сообщений со страницы метрополитена в Twitter самому боту. Здесь проявился человеческий фактор - случайное нажатие не той кнопки и подобные вещи. Это уже моя вина. Тут я себя успокаиваю словами друга, что ведь это проект на энтузиазме, он в постоянной разработке, люди должны с пониманием относиться к такого рода глюкам. Вот ваше отношение - как раз пример.

- Друг начал пользоваться ботом по моей наводке. Это был, так сказать, тестовый запуск – пример того, как сервис интересует человека, который регулярно метрополитеном не пользуется. Пока что "тестер" всем доволен, особенно планированием маршрутов.

К чему я веду: а у вас или руководства КП есть планы по распространению бота среди людей, которые активно метро не пользуются? Там ведь и рекламу можно ставить, копеечка к копеечке.

Я считаю, что хороший продукт со временем распространяется по сарафанному радио. Нужен только первый толчок, поддержка качества и стабильности продукта на достаточном уровне. Если при этих условиях не взлетел - значит, идея не прошла тестирование.

Касательно рекламы и монетизации вообще... Сложный вопрос. Боты - это не каналы, здесь нет постоянного потока сообщений. Это и не сайты, здесь нет места для баннеров. Платными могут быть, например, какие-то услуги, но тоже непростой вопрос. Ведь, несмотря на то, что во всех публикациях говорится, что это волонтерский проект и он не связан с метрополитеном напрямую, люди часто не вчитываются. Тогда они воспринимают его как проект пресс-службы, затем мучают ее вопросами. Мы уже с таким столкнулись. Потому каждый мой шаг в развитии проекта, в том числе его монетизация, должен быть согласован с метрополитеном. И это, как я считаю, правильно.

- Раз уже заговорили о рекламе, есть и неудобный вопрос. В наше время реклама в телеграм-каналах – это неплохой заработок. Если не секрет, вы (или руководство метрополитена) планируете зарабатывать на этом? Было бы неплохо.

Об особенностях рекламы в боте уже рассказал выше. И об особенностях заработка на конкретно этом боте тоже. Зарабатывать, конечно, хочется, но без ущерба той пользе, за которой люди к нам пришли. Есть некоторые идеи - но до реализации пока далеко. Изначально монетизация в проекте не подразумевалась.

- Если не секрет, раньше кто-то пытался создать такой сервис? Может быть, в других мессенджерах?

- Именно бота для метро я не встречал. Есть приложение "Яндекс-Метро". Там есть информация про киевский метрополитен - она красиво визуализирована и удобна в использовании. Я про приложение ранее не знал.

Примечание редактора. Зато киевский бот круче, удобнее и родом не из страны-агрессора. Так-то!

- Расскажите, как сами пользуетесь ботом. Всё-таки, вы его создатель - возможно, замечаете какие-то недостатки, успеваете их исправлять. Или же он подводил вас в важные моменты... Ну мало ли, читателям такая тема будет интересной :)

- Я неплохо знаю ветки и узлы пересадки, потому востребованными функциями для меня являются только подсчет времени проезда между станциями, а также уведомления об экстренных ситуациях. Конечно, если вижу, что можно улучшить, делаю это. Многое предлагают люди и ребята из "Агентів Змін". К сожалению, я не могу быстро воплощать предложенное, но со временем большинство предложений учту, конечно.

- Попробуйте описать свою первую реакцию, когда бот наконец-то запустился и на него начали подписываться люди.

- Первый пост был у меня на странице в Facebook, затем на странице метрополитена. Я об этом просил, потому особой реакции у меня не было. Позитивные комментарии людей под обоими постами радовали, но их не было так много, чтоб вызвать какую-то неожиданную эмоцию.

Затем новость подхватили СМИ и за два дня вышло более десяти публикаций. Вот такого я не ожидал. Сразу же количество пользователей резко возросло, и тогда довольная улыбка уже не сходила с моего лица. Я не мог предугадать спрос на бота, воспринимал это как тест на интерес аудитории - и он прошел наилучшим образом. Я вдруг осознал, что назад дороги нет, я хочу развивать этот продукт и приносить пользу всем этим людям.

- Если не секрет, были попытки взлома вашего сервиса?

- Таких попыток не было. Честно говоря, смысла особого не вижу. На этой же платформе есть еще несколько серьезных украинских ботов. Потому уверен, она надежно защищена создателями.

- А как вы планируете дополнять список локаций? Вот давайте представим, что быстро построилась очередная станция на Виноградаре.

- В системе нет никаких ограничений по этому поводу. Буду добавлять по мере появления. Лишь бы новые станции появлялись :)

- Допустим, ваш бот очень понравился иностранцам. Если вам предложат спроектировать такой же сервис для какого-нибудь европейского города, согласитесь или откажетесь? Всё-таки, работа не из лёгких.

- Работа именно над этим ботом, на самом деле, не сложная. Она интересная. Самое сложное - это структурирование массивов данных для удобного использования. Для метро побольше будут новые вызовы касательно архитектуры разработки. Но ведь это тоже интересно, решать такие задачи.

Для новых проектов открыт, конечно. Тем более - к заграничным. Хотя мне больше по душе задача по формированию продукта (идея, наполнение), а не по самой разработке. У меня нет опыта для разработки больших и серьезных систем. Я же маркетолог. К таким проектам буду привлекать опытных программистов. Собственно, к этому (разработке продуктов) и стремлюсь.

- А нет желания хайпануть на новостях? Например, создать такого же бота, но для рельсового автобуса в Борисполь.

- На бесплатной основе - нет. В меня просто не влезет :). Проекты за деньги - да, готов брать. Нужно обсуждать. На самом деле, сфера применения ботов очень широкая. У меня есть сервисы для мероприятий (регистрация и оплата), для родителей (расписание, оплата учебы, информирование). Готов кастомизировать эти разработки под новых заказчиков, расширять функционал и тд. И строить новое, конечно.

Редакция 44.ua еще раз благодарит Дмитрия Однокоза за настолько удобный сервис. И интервью живенькое получилось, от души.

Читайте также: Украинская "Трембита" готова. Что тормозит внедрение электронного управления страной

метро бот метрополитен разработка Однокоз интервью
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Актуальность
(0 оценок)
Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Киевский общественный транспорт оставляет желать лучшего. Особенно печально ситуация с городской электричкой выглядит для жителей Троещины и Борщаговки . Об этом сообщает пресс-служба КП "Киевпастранс". 21 января в вечернее время киевская электричка не сможет предоставлять свои услуги  пассажирам. Отмена работы касается только рейсов 7504, 7506, 7508. Причиной неудобств, по традиции, послужили технические проблемы с городской электричкой, которая, как изве...
Общество
После того, как городской совет решил ввести оплату киевских садиков для "не киевских" детей, Министерство образования и науки внезапно объявило свой протест такому нововведению. Об этом сообщает УНН. Представители Министерства образования и науки обратились к киевскому мэру Виталию Кличко с просьбой пересмотреть решение насчет введения оплаты  для незарегистрированных в Киеве детей при посещении коммунальных детсадов. По словам МОН, такое решение является...
Общество
Не секрет, что в Киеве цены на недвижимость остаются самыми высокими (или почти) в стране. Поэтому жителям столицы приходится постоянно искать более выгодные варианты для аренды жилья. Редакция 44.ua нашла прекрасное обьявление на OLX о сдаче комнаты малообеспеченным горожанам. В качестве исключения публикуем его в ленте, ссылка в комментариях. Киевлянка, решив отдать должное альтруизму, бесплатно сдает в аренду две комнаты в частном доме. Всего в здании е...
Общество
В Киеве требуют усилить существующие правила пассажирских перевозок. В частности, предлагается всем маршрутчикам нанять кондукторов для обилечивания пассажиров.  Соответствующая петиция появилась на сайте Киевского городского совета. "Действующими правилами пассажирских перевозок утвержденными КМ Украины четко прописано, что водитель не имеет права обилечивать пассажиров, осуществляя движение транспортного средства. Но сотни водителей столичных маршруток е...
Происшествия
Сегодня киевская пожарная часть оперативно справилась сразу с двумя возгораниями. Обошлось без жертв. Об этом сообщает пресс-служба ГСЧС. 21 января в 04:29 в диспетчерскую поступило уведомление о пожаре: горел частный автомобиль. Он загорелся на ул. Владимирской. Оперативная пожарная служба сразу выехала на место происшествия. Спасатели смогли ликвидировать возгорание уже в 04:47. К счастью, никто не пострадал, кроме салона частного автомобиля Volkswagen G...
Общество
В Киеве продолжаются небольшие изменения в работе общественного транспорта. В этот раз из-за аварийного состояния контактных сетей и трамвайных рельс пострадали сразу несколько маршрутов. Об этом сообщает пресс- служба КП "Киевпастранс". 22 и 23 января ночью изменится маршрут трамваев №28 и 33. Такие изменения временные: они будут действовать с 00:30 до 05:30. Причиной нового маршрута послужили ремонтные работы трамвайных рельс, которые находятся на ул. Ст...
Новости компаний
С 6 по 9 февраля в киевском выставочном центре пройдет самая престижная в Украине международная выставка мебели, освещения и декора Interior Mebel. Interior Mebel является наиболее компетентной международной выставкой дизайна интерьера на украинском рынке. Это центр притяжения для ведущих компаний в сфере производства мебели, освещения и декора, а также украинских и зарубежных дизайнеров и архитекторов. В 2019 году выставочная экспозиция расширит свой ассо...
Общество
Благодаря реформированию рынка электроэнергии в Украине, конкуренция и количество желающих инвестировать в эту сферу увеличивается. На этот раз хорошие новости ожидают "Киевтеплоэнерго" - предприятие наконец-то разжилось лицензией. Об этом сообщает пресс-служба КГГА. 18 января Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) утвердила решение дать лицензию коммунальному предприятию "Киевт...
ОБЗОР
Давайте говорить прямо: многих киевлян откровенно злит тот факт, что в любимое кафе нельзя привести собственного домашнего любимца. Выгуливать собак, значит, можно, а прихватить с собой в кафе - нет? К счастью, не все предприниматели отстали от трендов, потому в Киеве появляется все больше локаций категории pet friendly. А редакция 44.ua уже собрала главные достопримечательности :) Арт-кафе "Альма Матер" занимает в нашем списке первое место. Объяснение про...