Финишировать на старте: как забылась киевская дорожная инициатива
Год назад в столице был создан ресурс Yama.kiev.ua, позволяющий автолюбителям финансировать ремонт дорог, которые не находятся на балансе «Киевавтодора». Идея была хороша, старт выдался на редкость удачным, однако спустя год можно смело утверждать: инициатива провалилась, сайт умер, а страница в Facebook не работает. Увы, это факт. Я решил разобраться в ситуации и посмотреть, какие задания у борцов с ямами остались актуальными, и что с этими проблемами делать сейчас.
Читайте также: Кличко анонсировал установку флага: о чем забыл мэр
СМИ публиковали громкие заголовки. Сам факт того, что автолюбители объединяют усилия ради ремонта худших участков дорог, поразил жителей столицы. Рецепт успеха был прост: в данной сфере работа «Киевавтодора» всегда вызывала жуткий поток негатива, и даже починка дорожного покрытия на улицах, которые не находятся на балансе предприятия, стала нектаром для страдающих водителей и пешеходов. Удачная цель, хорошее начало. И прекрасный способ рекламы - что может выглядеть внушительнее авторской подписи на собственноручно отремонтированной яме?
О хорошем начале можно сказать еще раз. Ход гениален и прост, и он не остался в вечном запасе. Со временем Yama.kiev.ua начала разыгрывать ремонт отдельных дорог путем голосования.
Это работа с соцсетями, построение эффективного диалога с публикой, удачная игра на контрасте с вечно тупящим «Киевавтодором», который реагирует только на падающий метеорит после того, как его придавит падающим метеоритом. Звучало многообещающе, а сторителлинг в отчетах о проделанной работе заполнял нишу, так и не тронутую «Киевавтодором» тех времен.
А что скрывалось за этими приемами?
Увы, красивая обложка подавала простую, как мир, идею. Я привык смотреть на вещи без выдуманных деталей, и потому вынужден сделать именно такой вывод: инициатива отлично пропиарила владельца компании, которая и занималась дорогами. Хороший ход.
Возможно, вы скажете: автор неправ. Что же, я могу ошибаться. Но в этой ситуации приходится смотреть на уже существующие детали. Итак, проект выглядит однодневкой по следующим причинам:
- Громкий старт обернулся тихим финалом по ходу 2017 года. Долгосрочные проекты не утихают так быстро.
- Страница в соцсетях велась несколько агрессивно по отношению к «Киевавтодору», что вызывает определенные сомнения в прозрачности намерений.
- Сегодня ровно год с момента запуска платформы. Домен уже неактивен: это значит, что его регистрировали на крайне скромный срок. Сайты некоторых заведений, закрытых пару лет назад, работают до сих пор, и потому такая громкая инициатива точно должна была обеспечить себе проживание в сети.
Что же, теперь по пунктам и с деталями. Во-первых, тихий финал? Да, он был именно таким. Никаких громких заявлений, никаких реализованных планов в глобальном формате.
Во-вторых, поведение SMM. «Киевавтодор» можно и нужно пинать, это законное право каждого киевлянина, как автолюбителя, так и пешехода. В отдельных случаях ремонт проводится более-менее вменяемо, но общая тенденция ужасает.
Но это не дает права на такую критику частным компаниям. То, что простой горожанин скажет от души, компания априори говорит, предлагая взамен свои услуги. Вообще это называется черным пиаром, потому уважающие себя компании никогда не позволяют себе такие реверансы в сторону противника.
В-третьих, сайт действительно вызывает вопросы. Хостинг не проплачен? Серьезно?
87 гривен в месяц ради поддержки проекта, получившего лучшие отзывы в прессе, воспринятого киевлянами на интуитивном уровне? Это недорого. Потому байки про «кончились деньги» воспринимать я не могу, скепсис подсказывает другой акцент.
Несмотря на то, что инициатива была провалена по не вполне понятным причинам, она остается актуальной. Состояние киевских дорог вызывает огромные вопросы, и с этим нужно что-то делать. Перед публикацией статьи я специально спросил об этой проблеме троих друзей-автолюбителей. Ответ был одинаков: они готовы скинуться деньгами ради ремонта проблемных зон на дорогах. И это опрос трех человек, которые даже не заметили сам проект.
«Киевавтодор» в очередной раз гениально затупил, упустив потенциально крутой кластер для завоевания позиций в глазах киевлян. Организация могла эффективно приступить к выполнению накопившихся заданий, чтобы продемонстрировать свою работоспособность – и этого не произошло. То, что можно было развернуть в позитивную сторону, осталось исключительно негативным моментом.
Мне искренне жаль, что платформа умерла, и даже сайта не осталось для того, чтобы показать крутость проекта нынешним заинтересованным персонам. Эта идея была достойна лучшего финала, и особенно печально выглядит этот скриншот.