День в истории: немцы начали наступление на Киев
Вторая мировая война и оккупация принесла Киеву множество трагедий, которые социологи называют “коллективной травмой”: гибель миллионов украинцев, Бабий Яр, разрушение Крещатика, уничтожение безоружных чернопиджачников при форсировании Днепра и многие другие события. Оказавшись вовлеченной в войну двух чудовищных режимов, Украина истекала кровью.
Не стоит забывать, что до войны был Голодомор, сталинские репрессии, плановые убийства мирного населения, Быковня, на территории которой были похоронены до 100 тыс. расстрелянных. А еще 10-20 лет назад (1917-1920) была оккупация Киева большевиками и трагические страницы Украинской революции. Сложно себе представить, какой ужас выпал на долю киевлян в первой половине XX века.
Читайте также: История Киева: ТОП преступников и врагов столицы
Но сегодня, 8 июля, годовщина немецкой наступательной операции на Киев, последствия которой прекрасно демонстрируют цифры. Погибло или попало в плен более 700 тыс. солдат, нацистские палачи пришли на смену советским, и уничтожили в столице более 100 тыс. мирного населения.
Дырявая Линия Сталина
Остатки ДОТов и ДЗОТов, расположенные на всей западной оконечности Киева, по сей день представляют большой интерес для туристов. Это часть знаменитой Линии Сталина, которая проходила по старой советской границе (1939 г.).
На киевском направлении 7-8 июля немцы столкнулись с первыми ДОТами возле Новоград-Волынского, где располагался одноименный укрепрайон. Спустя несколько дней после взлома обороны, был захвачен Житомир. Немецкая бронетехника (пехота не могла угнаться за наступающими танками и отступающими солдатами Красной армии), подойдя к Киевскому укрепрайону, расположенному около современной городской черты, не смогла его преодолеть и увязла в позиционных боях.
В конце июля и середине августа немецкие части начали наступление на Киев с юга, бои развернулись на территории Пирогово, нынешнего ВДНХ и аэропорта Жуляны. Пригородные населенные пункты и укрепления переходили из рук в руки.
Киев не сдавать, – И. Сталин
Ситуацию на время удалось стабилизировать, но немецкая армия уже перешла Днепр на юге Украины и вышла восточнее Киева на севере – в районе Смоленска. Таким образом, пять советских армий оказались под угрозой окружения. Ситуацию усложнял тот факт, что Киев географически расположен на излучине Днепра, что увеличивало вероятность неприятного сценария. Сталин, предполагая, что основной удар немцев будет направлен на Москву, не стал ни отводить соединения из Киева, ни усиливать их. Кроме того, “великий кормчий” дал приказ удерживать Киев. Приказа на отвод войск не последовало даже в то время, когда тиски вокруг города начали сжиматься.
15 сентября, в 200 километрах на восток от Киева кольцо сомкнулось, а в окружении остался весь Юго-Западный фронт Красной армии (760 тыс. человек) вместе со всем руководством. Организованно вырваться из окружения не получилось – потерялась всякая координация между военными частями, подразделения оказались разделены, и в итоге были разгромлены.
19 сентября войска 37-й армии под руководством “того самого” генерала Андрея Власова покинули Киев, но также были разгромлены.
Сожжение Крещатика
Непосредственно перед отступлением инженеры армии Власова вместе с чекистами принялись минировать ключевые исторические памятники и здания в центральной части города. На крыши домов закладывались ящики с “коктейлями Молотова”. Первые взрывы прогремели 24 сентября. Ранее были выведены из строя электростанции, водовод и мосты. К слову, часть сооружений немцы успели разминировать.
подол горит
В результате действий коммунистов, были уничтожены многие здания на Крещатике: небоскреб Гинзбурга (на месте гостиницы “Украина”). Были заминированы такие постройки, как Лавра, Оперный театр, нынешнее здание Верховной Рады и пр. Чудом удалось сохранить Софию Киевскую, так как смотритель заповедника обманул чекистов, заявив, что там нет подвалов. После подрыва начался сильный пожар, который нечем было тушить. Всего от взрывов и огня было уничтожено 940 зданий.
В качестве иллюстрации использованы материалы немецкой видеохроники. Редакция акцентирует внимание на отсутствие каких-либо симпатий как к нацистам, так и к коммунистам.
Небольшой бонус, позволяющий сравнить результат деятельности советских военных и чекистов. Вид Крещатика до их "прощального фейерверка":
И после:
Нацисты использовали диверсию, как повод для расправы над евреями, устроив место массовой казни в Бабьем Яру.
Коллективная травма
Сегодня в соседней России недоумевают – почему это украинцы ненавидят “совок”, приравнивая его (о, Боже!) к нацистской Германии? Почему сносят памятники советским лидерам и командирам? Все просто. Сталинская империя и Вермахт – насильники и разрушители, на чьей совести миллионы жизней.
Для Украины нет никакой “Отечественной войны” – есть Вторая мировая. И нет никаких “освободителей” – есть сталинские захватчики, которые выбороли у Гитлера право убивать украинцев.
Хочется закончить фразой современного писателя Леся Подервянского, который очень емко сформулировал украинскую национальную идею: “Від’******я від нас!”.
Илья Татарский