Интервью с создателями IT-центра в Броварах: о робототехнике, пофигизме власти и “Умной ферме”

Украинская IT-отрасль в последние годы демонстрирует динамичный рост. Особенно он заметен в мегаполисах страны, где больше возможностей и спроса. Однако могут ли похвастаться успехами области и регионы? О том, как развивается IT в ближайшем к столице городе Бровары, чем помогает власть и когда Украина станет достойным конкурентом западным странам рассказали в интервью создатели IT-школы и центра технического развития BroBots Филипп Духлий и Александра Дудар.

В 2016 году в Броварах основали IT-школу и центр технического развития BroBots - Brovary IT Hub, в котором детей учат программированию и другим технологическим направлениям. Расскажите, как возникла такая идея?

Филипп Духлий: Идея возникла у меня давно, поскольку в Броварах до нас, в принципе, не было ни курсов, ни школ, где бы детей обучали программированию и, тем более, робототехнике. Тогда я пришел к Александре, которая является представителем строительной компании “БЗСК” и сказал, что есть идея создания курсов робототехники, но нужно помещение. Спустя время БЗСК предоставил нам просторное помещение для проведения курсов.

Александра Дудар: Наш город больше гуманитарный: мы танцуем, поем, рисуем, но, к сожалению, курсов программирования практически нет. Сначала было тяжело, поскольку дети об этом проекте не знали, а родители боялись доверить нам своих детей.

Чему именно может обучиться молодое поколение на этих курсах? И сколько стоят курсы для ребенка?

Филипп Духлий: Мы не предоставляем профессиональные знания, но мы даем базу для того, чтобы ребенок понял, интересно ему это или нет. В основном мы обучаем детей робототехнике, game-дизайну, программированию, а также вместе на практике создаем различные проекты. В этом году на курсах у нас запланирована новая дополнительная программа: это машинное обучение, искусственный интеллект, data-science, также будут основы электроники и Интернет вещей.

Что касается достижений, то у нас во время первого 10-дневного лагеря были дети, которые посмотрев на программу, которую написал преподаватель, сказали, что это слишком просто, и написали собственную. Тогда они заняли первое место. После лагеря мы с детьми поехали в Киев на UNIT Factory, где смотрели на работу настоящих it-шников.

Александра Дудар: По правде, сначала мы хотели сделать курсы бесплатными, но поняли, что бесплатное не ценится. Тогда решили брать по минимуму, это 50 грн за занятие, что позволило нам покрывать работу преподавателей. Кстати, их также было трудно уговорить прийти к нам, поскольку на старте они не верили в проект. Был случай, когда мой знакомый, работающий в этой сфере, первоначально отказался, аргументируя, что он не знает, как общаться с детьми. Но когда я все-таки его уговорила провести одну презентацию, сказал, что хочет побыстрее приступить к работе.

Если в прошлом году обучение стоило 50 грн за занятие, в этом планируем немного увеличить. Но все равно эту сумму не сравнить с тем, что предлагают в Броварах другие платные курсы программирования с коммерческим подходом к обучению. Там занятие стоит 150-200 грн.

Интересно узнать о гендерном распределении: у вас больше парней или девочек? Не думали создать курсы для старшего поколения?

Филипп Духлий: Конечно, парней больше, но у нас есть такие девочки, способностям которых можно только позавидовать. Всего у нас где-то 10% девочек в группе. Так, последний лагерь у нас был бесплатный для детей из малоимущих семей Броварского района, там девочек было больше. Их мы набирали через социальные службы. Приятно было, что нам финансово помогла команда Резниченко (областная государственная администрация Днепропетровска), они оплатили лагерь всем детям.

Что касается старшего поколения, то у нас была такая идея. Мы думали запустить программу обучения компьютерной грамотности для людей 50+, но поскольку у нас здесь больше детское пространство, решили с этой идеей пока повременить.

Расскажите, а каким путем вы выбираете ребенка из малообеспеченной семьи, который может обучаться программированию бесплатно?

Александра Дудар: У нас действительно в группе есть одно-два места для детей из таких семей. Сначала мы брали их бесплатно, но после решили, что будет лучше, если люди, неважно из какой страны, будут помогать ребенку и оплачивать ему учебу. Нам часто пишут друзья, знакомые или просто небезразличные люди, которые хотят оплатить кому-то обучение. Это прекрасная практика, которая не только помогает детям, но и пробуждает во взрослых желание творить добро.

Чтобы попасть на бесплатное обучение, ребенок пишет мотивационное письмо (почему ему нравится этот предмет, почему родители не могут оплатить), которое мы направляем потенциальному спонсору.

А если вам предложат полную финансовую поддержку взамен на значительное увеличение стоимости курсов, вы согласитесь?

Александра Дудар: Мы некоммерческое предприятие. С самого начала позиционируем себя как социально-ориентированный проект, чтобы сделать знания компьютерных технологий и робототехники доступными детям. Хотя, конечно, локальные спонсоры нам помогают финансово, с оборудованием. К примеру, броварские крупные предприятия подарили нам станок, который вырезает различные детали для робота. Еще есть 3D-принтер, который подарили разработчики этих принтеров. Здесь все собрано благодаря знакомым и небезразличным людям. Поэтому принимать условия инвесторов мы не будем.

Поделитесь планами на будущее. Возможно, вы задумываетесь о расширении территории, где будут проводиться курсы программирования?

Филипп Духлий: У нас пока два плана, и первый - это действительно создание подобных курсов в Днепропетровской области, где областная власть заинтересовалась в таком обучении. У них в области есть большой 4-этажный центр вроде станции юных техников, но он еще с советских времен и нуждается в модернизации. В принципе, на базе помещений, которые там есть, его можно превратить в современный областной центр IT для детей и молодежи. Во-вторых, мы сейчас думаем над созданием онлайн-курсов. То есть вся методология, все программы, которые мы нарабатываем, будут бесплатно опубликованы в интернете в виде курсов. Это позволит человеку, который хочет создать подобные курсы в любом уголке страны, посмотреть, изучить и правильно подать детям. У нас задание, чтобы подобные школы стали массовыми.

Александра Дудар: Еще мы планируем создать стартап в виде автономной “Умной фермы”. Это будет ферма, которая сама контролирует состояние почвы и микроклимат, сама себя поливает и освещает. Так зимой, к примеру, на ферме можно выращивать различные травы: базилик, кинзу или петрушку. Мы хотим, чтобы дети не просто учились программированию, но и создавали свои проекты, таким образом реализуя и достигая поставленной цели. И когда у нас в школах на полную заработает новая образовательная программа, мы бы хотели, чтобы ферма и другие стартапы были частью этой программы. Ведь учить уроки биологии просто по книге, и не видеть, как оно происходит в реальном времени, это уже прошлый век.

Попробуйте описать деятельность BroBots одним предложением.

Филипп Духлий: У нас девиз или миссия, если так можно сказать: - "Хочешь изменить страну?! – Учи детей!". Дети – это наше будущее, и если взрослых уже не переучить, то детей направить в нужное русло можно.

Александра Дудар: Хотя в последнее время и взрослые просятся к нам на курсы. Особенно папы, которые приводят детей, с интересом наблюдают, как происходит обучение, как собираются машинки и работает станок.

А как власть в Броварах относится к IT? Она развивает данную сферу?

Филипп Духлий: Им все равно на IT в Броварах. Мы подавались на гражданский бюджет участия, хотели за счет бюджета города сделать бесплатное обучение, не брать те 50 грн за занятие, и целый год учить детей бесплатно, плюс летние лагери. Однако наш проект не взяли на голосование, запороли в самом начале. Они сказали, что мы коммерческий проект, хотя на самом деле мы – неприбыльная организация. Но на голосование нас не пустили, а пустили детские спортивные площадки, скверы и урны.

Александра Дудар: Депутаты проголосовали за то, что можно увидеть, потрогать, попиарить. Они все прошли и забрали деньги на, по сути, текущую работу ЖКХ. Это не проекты, которые подавали люди, а проекты местных депутатов.

Я лично ходила к заместителю нашего мэра, в отдел образования, знакомилась с методистами, ходила к директорам школ, просила дать хоть один открытый урок, чтоб показать детям, что есть кроме стандартной учебы что-то новое. Лишь в одной Броварской шоке №5 нам дали возможность рассказать о себе. И, как результат, многие из тех детей учатся у нас на курсах. В остальных школах нас просто выслушали и дальше не пустили. Не удивительно, что сейчас на уроках информатики детям, которые выросли на гаджетах, рассказывают, что такое мышка и клавиатура. Мне жаль времени детей.

А как вообще в стране развивается IT-сфера? Когда Украина сможет достойно конкурировать со своими коллегами из других стран?

Филипп Духлий: Есть тенденция ежегодного прироста рынка на уровне 20-30%. На первом месте, безусловно, Киев, где большой рынок труда. Потом идет Харьков, Львов, Днепр и Одесса. Но проблема в том, что мы экспортируем мозги. Работаем в Украине, но разрабатываем продукты для запада. Это можно сравнить, к примеру, с добычей нефти, которую мы бы экспортировали, хотя сами могли бы из нее делать шины, качественную химию и другие продукты.

Думаю, развитие в Украине начнется тогда, когда мы начнем изготавливать собственный товар, и продавать не как работу, а как конечный продукт.

Как оцениваете возможность запуска крупнейшей электронной платежной системы PayPal в Украине? Утешительные прогнозы?

Филипп Духлий: На самом деле, прогнозы неутешительные, поскольку у нас противоречивое законодательство. К тому же сам “PayPal” не видит поддержку со стороны Украины, где, кроме того, много фишинга. Страна на первом месте по количеству мошенничества в интернете. Сейчас “PayPal” ждет чего-то, а наши думают, что умнее всех и хотят контролировать все, даже эту компанию.

Данная платежная система может быть в Украине, но для этого НБУ нужно менять идеологию регулирования. Они сейчас понемногу к этому идут, принимают законы, потому что у нас декрет “О системе валютного регулирования” принимался аж в 1993 году. Пока это не изменится, они в Украину не придут. Но, опять-таки, пока они ожидают, другие платежные системы вводят функции, которые частично заменяют “PayPal”, тот же самый “Payoneer”.

Беседовала Юлия Лихенко