Киев без метро. Зачем готовиться к коллапсу в общественном транспорте
В случае обострения российских атак по энергетической инфраструктуре Киев может оказаться перед серьезной проблемой: метро, трамваи и троллейбусы могут прекратить работу. Эксперты предупреждают, что дефицит электроэнергии и повреждение сетей уже сейчас ставят под угрозу нормальное движение электротранспорта в столице.
Причины угрозы: два типа отключений
Инженер-энергетик и соучредитель ОО «Пассажиры Киева» Вячеслав Скриль объясняет, что существует два главных сценария, при которых электротранспорт может остановиться:
- Физическое повреждение сетей – вследствие обстрелов подстанций или линий электропередач. В этом случае отключения локальные и после ремонта транспорт может восстановиться.
- Дефицит генерации электроэнергии — даже если сети цели, просто "нечем питать" систему, когда производство падает.
Прекратить работу транспорта могут либо одновременно, либо поочередно — в зависимости от того, какая проблема будет преобладать. По словам эксперта, если энергоситуация станет крайне критичной, решением может стать полное "высвобождение" электроэнергии для населения и ключевых предприятий, а не для транспорта.
Первая реакция: уже есть звонки из метро
Признаки проблем уже проявляются. Например:
На станции «Политехнический институт» метрополитена в минувшие дни лозунг свет на эскалаторах и перроне — люди сообщают о коротких отключениях.
Скрыль объясняет это нагрузкой или повреждением сетей, заставляющих переводить станции на резервное питание.
Метрополитен для Киева является приоритетным видом транспорта с точки зрения власти, но резервные схемы не могут полностью заменить стабильное питание. Как предостерегает эксперт, из-за значительного дефицита электроэнергии метро может быть ограничено или даже временно закрыто.
Насколько реален "транспортный коллапс"
Специалисты и власти Киева уже корректируют работу транспорта:
- В городе меняют графики движения трамваев, троллейбусов и фуникулера в соответствии с плановыми и аварийными отключениями.
- Некоторые маршруты уже временно приостановлены из-за сбоя электропитания.
Например, 8 ноября 2025 года, после ночных обстрелов, в Киеве была масштабная остановка электротранспорта: троллейбусы и скоростной трамвай № 3 взлетели с маршрута.
КП «Киевпасстранс» и энергетики работают в усиленном режиме, чтобы максимально быстро восстанавливать подачу электричества в тяговые подстанции и сети.
Хватит ли автобусов и альтернатив для киевлян
Если электротранспорт остановится частично или полностью, киевлянам придется искать альтернативу. Потенциальные варианты:
- Увеличить количество автобусов и маршруток для компенсации транспортного спроса.
- Использовать резервные маршруты, которые уже запускается властью в случае отключений.
- Поощрять больше пересадок и изменения коммутаторов, чтобы минимизировать нагрузку на “автобусные коридоры”.
Но даже при таких сценариях это не просто логистически. Автобусы имеют меньшую пропускную способность по сравнению с метро или трамваями, поэтому в пиковые часы могут быть пробки или переполнены салоны.
Что дальше
Эксперты предупреждают: Киеву нужно готовиться к экстремальным сценариям. Учитывая постоянные ракетные или дроновые атаки на энергетическую инфраструктуру, возможность "транспортного коллапса" не является гипотетической - это реальная угроза.
Город имеет:
- укреплять сети электропередач и подстанций;
- разрабатывать планы резервных перевозок с автобусами;
- Инвестировать в альтернативные источники питания или гибридные решения для общественного транспорта;
- Налаживать коммуникацию с жителями, чтобы они заранее знали о возможных сбоях и альтернативных вариантах передвижения.
Киевляне должны серьезно задуматься: готов ли город потерять электротранспорт, если энергетическая ситуация ухудшится. И сможет ли наземный транспорт полностью заменить метро — при массовых отключениях, нестабильной генерации и повреждениях сетей.
Еще не подписаны на наш Telegram-канал " Главные новости Киева – 44.ua "? Тогда присоединяйтесь к тому, чтобы быть в курсе всех актуальных, важных и проверенных новостей Киева, Киевской области и Украины.