Метро и трамваи могут остановиться: детали

Киев без метро. Зачем готовиться к коллапсу в общественном транспорте

В случае обострения российских атак по энергетической инфраструктуре Киев может оказаться перед серьезной проблемой: метро, трамваи и троллейбусы могут прекратить работу. Эксперты предупреждают, что дефицит электроэнергии и повреждение сетей уже сейчас ставят под угрозу нормальное движение электротранспорта в столице.

Причины угрозы: два типа отключений

Инженер-энергетик и соучредитель ОО «Пассажиры Киева» Вячеслав Скриль объясняет, что существует два главных сценария, при которых электротранспорт может остановиться:

  • Физическое повреждение сетей – вследствие обстрелов подстанций или линий электропередач. В этом случае отключения локальные и после ремонта транспорт может восстановиться.
  • Дефицит генерации электроэнергии — даже если сети цели, просто "нечем питать" систему, когда производство падает.

«Существует две причины отключений… Первая – это физическое повреждение… Вторая – это дефицит генерации электроэнергии», – говорит Скрыль.

Прекратить работу транспорта могут либо одновременно, либо поочередно — в зависимости от того, какая проблема будет преобладать. По словам эксперта, если энергоситуация станет крайне критичной, решением может стать полное "высвобождение" электроэнергии для населения и ключевых предприятий, а не для транспорта.

Первая реакция: уже есть звонки из метро

Признаки проблем уже проявляются. Например:

На станции «Политехнический институт» метрополитена в минувшие дни лозунг свет на эскалаторах и перроне — люди сообщают о коротких отключениях.

Скрыль объясняет это нагрузкой или повреждением сетей, заставляющих переводить станции на резервное питание.

"Это обычно кратковременные моменты на 1-2, максимум 5 минут... пока станцию не переведут на резервную схему", - говорит он.

Метрополитен для Киева является приоритетным видом транспорта с точки зрения власти, но резервные схемы не могут полностью заменить стабильное питание. Как предостерегает эксперт, из-за значительного дефицита электроэнергии метро может быть ограничено или даже временно закрыто.

Насколько реален "транспортный коллапс"

Специалисты и власти Киева уже корректируют работу транспорта:

  • В городе меняют графики движения трамваев, троллейбусов и фуникулера в соответствии с плановыми и аварийными отключениями.
  • Некоторые маршруты уже временно приостановлены из-за сбоя электропитания.

Например, 8 ноября 2025 года, после ночных обстрелов, в Киеве была масштабная остановка электротранспорта: троллейбусы и скоростной трамвай № 3 взлетели с маршрута.

КП «Киевпасстранс» и энергетики работают в усиленном режиме, чтобы максимально быстро восстанавливать подачу электричества в тяговые подстанции и сети.

Хватит ли автобусов и альтернатив для киевлян

Если электротранспорт остановится частично или полностью, киевлянам придется искать альтернативу. Потенциальные варианты:

  • Увеличить количество автобусов и маршруток для компенсации транспортного спроса.
  • Использовать резервные маршруты, которые уже запускается властью в случае отключений.
  • Поощрять больше пересадок и изменения коммутаторов, чтобы минимизировать нагрузку на “автобусные коридоры”.

Но даже при таких сценариях это не просто логистически. Автобусы имеют меньшую пропускную способность по сравнению с метро или трамваями, поэтому в пиковые часы могут быть пробки или переполнены салоны.

Что дальше

Эксперты предупреждают: Киеву нужно готовиться к экстремальным сценариям. Учитывая постоянные ракетные или дроновые атаки на энергетическую инфраструктуру, возможность "транспортного коллапса" не является гипотетической - это реальная угроза.

Город имеет:

  • укреплять сети электропередач и подстанций;
  • разрабатывать планы резервных перевозок с автобусами;
  • Инвестировать в альтернативные источники питания или гибридные решения для общественного транспорта;
  • Налаживать коммуникацию с жителями, чтобы они заранее знали о возможных сбоях и альтернативных вариантах передвижения.

Киевляне должны серьезно задуматься: готов ли город потерять электротранспорт, если энергетическая ситуация ухудшится. И сможет ли наземный транспорт полностью заменить метро — при массовых отключениях, нестабильной генерации и повреждениях сетей.

Еще не подписаны на наш Telegram-канал " Главные новости Киева – 44.ua "? Тогда присоединяйтесь к тому, чтобы быть в курсе всех актуальных, важных и проверенных новостей Киева, Киевской области и Украины.