Киево-Печерская лавра против империи: почему Россия не отпускала святыню

Киево-Печерская лавра: возвращение к украинской духовной идентичности после веков подчинения Московскому патриархату.

Несмотря на войну, Киево-Печерская лавра постепенно возвращается в украинское духовное пространство. Монастырь, на протяжении веков подчиненный Московскому патриархату, ныне освобождается от влияния русской церкви и ее идеологии. Это не только изменение арендатора или конфессиональной принадлежности — это глубокий символический процесс, в котором сочетается религия, история, культура и национальная безопасность.

Происходящее в Лавре сейчас — следствие не только политических решений, но и длительного внутреннего запроса общества на восстановление исторической справедливости. В центре столицы разворачивается процесс очищения от влияния, которое десятилетиями — а иногда и веками — формировал пророссийское видение прошлого, навязывал чужую идентичность и оправдывал имперское господство.

Исторический контекст: от основания к аннексии

Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 году монахом Антонием, является одной из самых древних и влиятельных православных святынь Восточной Европы. На протяжении веков она была центром духовной, культурной и интеллектуальной жизни Киевской Руси и Украины.

В 1592 году Лавра получила статус ставропигии от Константинопольского патриарха, что означало ее непосредственное подчинение Вселенскому патриархату. Однако в 1686 году Московский патриархат при содействии московского царя аннексировал Киевскую митрополию, а через два года подчинил себе и Лавру.

Советский период: уничтожение и возрождение

После большевистской революции 1917 года Лавра испытала серьезные притеснения. В 1918 году большевики расстреляли митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) у стен монастыря. В 1930 году монахов был изгнан, а на базе монастыря был создан "Всеукраинский музейный городок", призванный быть центром антирелигиозной пропаганды.

Во время Второй мировой войны в 1941 году был уничтожен Свято-Успенский собор — главный храм Лавры, построенный еще в конце XI века. По разным версиям, его взорвали либо советские подпольщики, либо нацисты.

Монашеская жизнь в Лавре возобновилась только в 1988 году по случаю празднования 1000-летия крещения Киевской Руси. В 1990 году архитектурный ансамбль Лавры был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

После обретения независимости: влияние Московского патриархата

После провозглашения независимости Украины в 1991 году влияние Московского патриархата в Лавре не только сохранилось, но и усилилось. В 1992 Лавра перешла под юрисдикцию Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП).

В 2013 году правительство Николая Азарова передало УПЦ МП в безвозмездное пользование 79 зданий и сооружений Лавры, среди которых были уникальные достопримечательности — Ближние и Дальные пещеры. Это составило более 50% всех площадей Лавры.

Выявление российской пропаганды и незаконной деятельности

В ноябре 2022 года в Лавре прошли обыски, в ходе которых были найдены доказательства российской пропаганды и незаконного многомиллионного бизнеса. В частности, было обнаружено нелегальное производство сувенирной продукции, которое работало без разрешений и нарушало пожарные нормы. На территории Лавры действовало около 20 различных хозяйственных объектов, занимавшихся нелегальным производством керамики, одежды, мебели, выпечки и другой продукции.

"Масштабы производства поражали: здесь производили сувенирную продукцию, которая продавалась без уплаты налогов," - рассказал Максим Остапенко, генеральный директор Национального заповедника "Киево-Печерская Лавра".

Возвращение к украинской духовной идентичности

После выхода Московского патриархата из Лавры она переживает глубокую трансформацию, возвращаясь к своим украинским духовным истокам. Генеральный директор Национального заповедника "Киево-Печерская Лавра" Максим Остапенко отмечает, что Лавра освобождается от российского нарратива, пропаганды и идеологии, в течение веков влиявших на ее функционирование.

"Это очень важный период, который зависит не только от Заповедника, не только от монахов Православной церкви Украины, которые уже начали здесь служение. Он зависит от всего общества - насколько мы будем интересоваться нашим историческим и культурным наследием", - подчеркнул Остапенко.

Митрополит Православной церкви Украины Эпифаний отметил, что процесс перехода к единой Православной церкви Украины необратим. По его словам, значительное количество монахов поддерживают идею перехода в ВТО, и когда будет абсолютное большинство, они примут соответствующее решение.

Возвращение Киево-Печерской лавры в украинское духовное пространство является важным шагом в восстановлении национальной идентичности и исторической справедливости. Это символическое завершение эпохи российского влияния и начало нового этапа истории Украины, где духовные и культурные ценности занимают центральное место.

Лавра должна нести духовные ценности, заложенные еще в 1150-е годы, и стать местом, где украинцы могут почувствовать свою историческую и культурную идентичность. Это не только возвращение к украинским духовным традициям, но и возможность для общества переосмыслить свое отношение к национальному наследию.

"Эти черты нашей идентичности в Лавре формировались великими киевскими князьями, в литовские и казацкие времена - нашими героическими гетманами, всем огромным списком выдающихся украинцев, причастных к Печерской святыне", - отметил Остапенко.

Возвращение Лавры к украинской духовной идентичности не только религиозное, но и национальное достижение, что символизирует восстановление исторической справедливости и культурной самобытности Украины.

Еще не подписаны на наш Telegram-канал "Главные новости Киева – 44.ua"? Тогда присоединяйтесь, чтобы быть в курсе всех актуальных, важных и проверенных новостей Киева, Киевской области и Украины.