Ремонт турбины своими руками – все проще, чем кажется. Лайфхаки от специалистов
Как говорится, дело мастера боится. Поэтому, когда турбина выходит из строя, многие опытные автовладельцы предпочитают устранить неполадки самостоятельно. Если вы один из них – этот материал будет вам полезен!
Чтобы работа прошла гладко и без проблем, специалисты сети автосервисов TurboSTO поделились секретами простого ремонта турбокомпрессора. Читайте внимательно – в конце статьи ждет бонус!
Note! Под ремонтом турбины в данном материале мы подразумеваем замену картриджа. Это основная часть турбокомпрессора и заменяя ее, вам не придется возиться с подшипниками, ротором и прочими запчастями. Балансировка тоже не требуется – механизм балансируется при сборке на заводе.
Заменив картридж, вы, по сути, получаете новую турбину в старом корпусе. Это самый оптимальный вид ремонта – легкий и эффективный, особенно в условиях гаража.
Проводим диагностику
Первым делом надо убедиться, что причина неисправности именно в турбине.
Например, если вы открыли капот и обнаружили потеки масла из патрубка (воздуховода, который ведет от турбины во впускной коллектор) – проблема ясна, турбина гонит масло.
Еще один характерный признак поломки турбокомпрессора – свист и даже скрежет при работе двигателя. Он может нарастать вместе с увеличением количества оборотов, а в тяжелых случаях слышаться даже на холостом ходу.
Лайфхак. Диагностика при помощи сканера
Автомобильный сканер – очень полезное устройство, которое еще не раз вам пригодится, так как считывает все коды ошибок OBD-II. Стоит примерно 300-700 грн в зависимости от модели.
Есть сканеры, работающие напрямую по Bluetooth и/или поддерживающие операционные системы Windows и Android – тогда понадобится ноутбук или мобильный телефон, а также соответствующее ПО (должно идти в комплекте со сканером).
Для упрощения работы вы можете выбрать устройство, которое не требует установки программного обеспечения и использования других девайсов: оно уже оснащено ЖК-экраном, на который выводится вся информация.
Итак, чем нам поможет сканер?
Он считывает коды ошибок и выводит информацию о проблеме: с сервоприводом, с датчиком положения турбокомпрессора, с системой турбонаддува или другим узлом.
Сканер не покажет точечно, где кроется неисправность, но даст понимание, что ремонтировать надо именно турбину. А значит, вы на правильном пути.
Демонтируем турбокомпрессор
Наверняка вы уже решили вопрос со смотровой ямой или придумали, как приподнять автомобиль для доступа к турбине.
Теперь слейте из системы все масло и отключите электронику – приступаем к демонтажу.
Его можно осуществлять как со снятием выпускного коллектора, так и без него.
Если снимать коллектор, сначала открутите у него все болты и крепления, тогда демонтированную турбину можно будет вытащить сверху.
- Перед снятием турбины отсоедините все впускные патрубки. Будьте осторожны, чтобы не повредить систему наддува и смежные механизмы.
- Отсоедините выхлопную трубу, систему маслоподачи, патрубки наддува и систему подачи охлаждения (если есть).
- Снимите кронштейн, на котором держится турбокомпрессор.
- Извлеките турбину из моторного отсека.
На словах все легко, а на деле вы скорее всего столкнетесь с тем, что болты намертво прикипели или закисли, и могут сломаться при попытке их раскрутить.
Поэтому советуем сделать перекур и подготовить инструмент и расходные материалы.
Пока есть время, загляните на шильдик турбины – там указан ее номер, по которому подбирается картридж. Как его правильно выбрать – расскажем чуть дальше.
Готовим расходники и инструмент
Чтобы во время ремонта все было под рукой, подготовьте заранее:
- стандартные болты М6 или М8 с классом прочности 10.9 или 8.8 (зависит от вашей турбины) или шпильки
- комплект прокладок (подбираются по номеру турбины)
- моторное масло для турбированных двигателей
- сверла по металлу (в зависимости от диаметра болтов, но чем тоньше, тем лучше)
- дрель или шуруповерт.
Инструменты потребуются для высверливания заломов, если не удастся вытащить куски пригоревших старых болтов.
Выбираем картридж
Сразу отметим, что гнаться за понятием "оригинальный картридж" не стоит. На рынке их довольно мало (а подделок много), и цена на них достаточно высокая.
В то же время существует несколько известных фирм, производящих хорошие картриджи – Jrone, Powertec Turbo, Melett, TurboParts. По опыту скажем – качество у них примерно одинаковое, сборка надежная, ресурс довольно продолжительный. Разница только в цене.
Обратите внимание, картридж должен поставляться в фирменной упаковке и содержать гарантию, распечатку балансировки и расходные материалы (прокладки, резиновое кольцо).
Если не можете определиться с брендом или остерегаетесь наткнуться на подделку – можете обратиться в TurboSTO, мы проконсультируем и поможем быстро подобрать картридж.
Разбираем турбину
Подготовили все, что нужно? Приступаем. Разобрать – проще, чем собрать. Поэтому еще один лайфхак – пометьте места крепления элементов турбины и их расположение друг к другу.
Перед снятием холодной (компрессорной) улитки сфотографируйте положения отверстий слива и подачи масла, отметьте маркером или сделайте зарубку винтом на месте, откуда будет выходить трубка маслоподачи (она осталась на автомобиле).
Главное – чтобы при сборке все детали совпали и картридж легко встал на место.
Далее открутите болты, которые соединяют улитки с картриджем. Чтобы легче шло – сначала залейте болты проникающей смазкой (можно WD-40), затем нагрейте и обстучите молотком (не сильно). Это поможет ржавчине и окислам "отойти" от мест соединения и болты легче выкрутятся. После этого можно снимать стопорное кольцо и доставать картридж.
Очищаем детали
Очистить комплектующие от нагара, песка и масла можно с помощью подручных средств. Подойдет щетка по металлу или наждачная бумага. С помощью щетки и шила прочистите стык горячей улитки и картриджа.
Для лучшего эффекта можно залить детали бензином или очистителем тормозной системы и оставить откисать на какое-то время.
Внимательно осмотрите улитки турбины – в редких случаях на них могут быть трещины, тогда потребуется замена (можно менять на сервисе, можно купить корпус самому). Улитки целые? – Тогда переходим к следующему шагу.
Меняем картридж
Тут все просто: на холодной улитке есть отлив для правильной установки картриджа, поэтому ошибок быть не должно.
Установите на холодную часть картридж, уплотнив ее резиновым кольцом по диаметру.
Возьмите картридж за крыльчатку и повращайте – он должен вращаться свободно, без напряжения, не цепляя корпус.
Если крыльчатка не подклинивает, ставьте горячую улитку. В зависимости от турбины, на горячей части может быть прокладка: ее можно оставить, просто предварительно смазав герметиком для выхлопных систем.
В собранном виде поверхности должны плотно прилегать друг к другу. Если прилегание неплотное или прокладка повреждена, отработанные газы будут выходить наружу.
Собираем и проверяем
Проверьте целостность трубок маслослива и маслоподачи, в случае повреждений замените их.
Перед тем как подсоединить трубку маслоподачи, заполните ее свежим маслом. Обратите внимание, подтеков быть не должно! В процессе заливки масла прокрутите ось турбины, держась за крыльчатку картриджа, чтобы масло уходило по системе вниз. Картридж не должен работать на сухую.
При подсоединении трубок важно воссоздать их изначальное положение. Также верните на место клапан управления турбиной.
При замене картриджа рекомендуется заменить прокладки впускного и выпускного коллекторов, а также воздушный фильтр.
После установки турбины на двигатель замените моторное масло.
Вероятные трудности и решение
С некоторыми видами турбокомпрессоров может быть загвоздка.
- Турбины с электронным актуатором (черная коробка, что находится прямо на агрегате) надо дополнительно программировать. Потребуется программатор.
- Турбины с изменяемой геометрией после сборки надо настраивать на специальном стенде.
Мастера TurboSTO предлагают решение – читателям этого материала, самостоятельно заменившим картридж, мы перепрограммируем сервопривод и настроим турбокомпрессор бесплатно. Просто скажите кодовое слово "Статья" нашему менеджеру.
Но это еще не все. Турбина неразрывно связана со смежными узлами, и ее выход из строя сказывается на их работоспособности. После ремонта не лишним будет проверить ТНВД и форсунки и, в случае чего, оперативно устранить неисправности. Самостоятельно этого не сделать, но на станции TurboSTO наши специалисты проведут диагностику и, при необходимости, быстро решат проблему с узлами.
Надеемся, наши советы помогут вам отремонтировать турбину своими руками – и она прослужит вам еще много тысяч километров.
Но если что-то пошло не так – вы всегда можете обратится на одно из наших СТО, где мастера в сжатые сроки осмотрят турбокомпрессор и подскажут решение.
С уважением, команда TurboSto