Реалии туристического бизнеса на море или что делать с убытками. Фото
Лето 2021. Несмотря на пандемию COVID-19 и вопреки ей, людям хочется моря и солнца: отдохнуть, напитаться, расслабиться. И все бы ничего, но ситуация с "короной" внесла свои коррективы в философию сервиса.
Запорожские курорты стараются держаться на плаву, что не так просто в сегодняшних реалиях. "В этом году Все кто занимается летним отдыхом, здорово влипли", - говорит директор одного из самых известных ОК Приморска - "Прибой" - Денис Солдатов.
- Денис Витальевич, что сегодня мешает запорожским курортам процветать?
- Мир очень сильно меняется, причем словосочетание "очень сильно" отражает только самую меньшую часть скорости изменений. Человек надоел природе. Природа стала бороться с человеком и на подмогу COVID встали медузы, комары, божьи коровки и лесные пожары с проливными дождями. Прибавьте сюда тотальное отсутствие сервиса от организаций по дезинсекции (травле комаров), ремонт системы очистки, ремонт техники и поставку продуктов питания. Все это у нас делается нехотя и некачественно. Развитию мешает также отсутствие быстрого и дешевого кредитования, контролирующие органы и очень короткий сезон. Люди плачут по два раза на день: первый раз, когда смотрят на календарь, второй раз - когда подсчитывают убытки.
- Есть ли хотя бы теоретический выход из этой ситуации?
- Нет волшебной таблетки, нет идеальной схемы. Очень мало сработанных команд и еще меньше специалистов, на которых можно смело опереться. Что делать? Думаю выход один - быть оптимистом. Люди теряют, ноют и уходят. Надо ждать свой шанс, всем, бывает, что везет, а бывает и не везет. Не надо бежать от неудач, не надо ныть от боли, ведь нытиков никто не любит.
- Что делаете конкретно вы с командой на "Прибое", чтобы комплекс работал, как часы и люди получали тот сервис, к которому привыкли, а то и лучше?
- Мы стараемся, чтобы с каждым годом было лучше. Вопреки тем сдерживающим факторам, которые я назвал выше, ежегодно мы работаем над повышением качества сервиса. Например, на сегодняшний день только у "Прибоя" есть сертификат HACCP - Система качества управления безопасностью пищевых продуктов. Медицинская лицензия - это тоже огромная затратная часть. У нас на территории работает 25 интересных локаций, создающих комплекс "Прибоя". Таким образом, мы предоставляем людям высокий честный сервис. Причем, с учетом качества и насыщенности, не за таки уж большие деньги.
- Курортный рынок меняется. Как видите перемены Вы?
- Развитие и очень усиленный бег вперед спасет этот рынок. По нашим прогнозам будет очередное перераспределение игроков. Маленьким будет очень сложно выжить, а большим очень сложно держать строй бизнес и заниматься наполнением. Еще одна проблема - трудно найти профессиональных подготовленных: от менеджеров до поваров. Нет специальных школ кадров, которые готовили бы к практике. Нет универсальных сотрудников. Рынок перегрет "частниками", которые думают что они спецы, а на практике никто из них не умеет работать в команде. Да и с управленцами настоящая беда.
Время сложное и надо быть отчаянными ребятами, чтобы перераспределить риски и сохранить людей.
Всем известно, что "Прибой" - это город в городе. Несмотря на трудности, вы смело идете вперед в развитии новых сфер.
- Да, помимо отеля и ресторана, мы начали активно развивать собственное производство полуфабрикатов, медицинские услуги, спа, переход на твердотопливные котлы, производство топливных брикетов, производство тортов, собственную страусиную ферму, развитие самостоятельного сельского хозяйства. Собственная столярка, собственный сварочный пост. А еще мы печем свой хлеб и булки для бургеров, поэтому у нас в ресторане они всегда свежие и расходятся "на ура".
Большой отель сам по себе крупный рынок сбыта. И чем дальше тем больше приходит понимание что только через собственное хозяйство и только через развитие мы можем достичь того идеального сервиса, о котором все говорят.
- Как угодить всем клиентам сразу и чем помогает город?
- Угодить всем сразу, конечно, невозможно. В рамки одного отеля невозможно заложить все "хотелки", чтобы одним диско, другим тишину и шум прибоя. При этом даже если ты как-то это разделил, то твоим соседям все равно - у них пати каждый день. Постоянное сравнение с Турцией, Египтом и Черногорией не слишком нам помогает. При этом город, с которым тебя связывают коммуникации и подъездные дороги, все стремительнее скатывается вниз.
- Есть ли конкуренты у азовских курортов?
- Очень хороший пример позитивного мышления и переосмысления нашли коллеги с Западной Украины. Имея стабильный спрос на зиму, они создали на озерах и водоемах отличный летний отдых. А с учетом того что в горных озерах медуз не найти, думаю у ребят хорошие шансы.
- Я рассматриваю сервис, как двигатель развития и лекарство от уныния. Все знают, как должно быть, все хотят… но только десятки делают, и только единицы доходят до финальной точки, выводя это на уровень искусства. Есть такой человек Евгений Чичваркин (известный российский предприниматель, - ред.). Это сумасшедший чертов гений сервиса. Человек, который кайфует от того, что делает и заряжает на движение вперед. Методы могут быть разные.
- Есть ли место, которые Вас порадовало и впечатлило?
- В далекой Италии на берегу моря в Милано Мариттима есть ресторан "ПАПА ФИСКО" с хозяином Алонзо. Это семейный ресторан, больше похожий на бабушкину дачу. Там много винтажных вещей из разных эпох. Алонзо бородатый и крупный человек в фартуке, который после расчета наливает из огромной бутыли самый вкусный в мире "лимончелло", и просто спрашивает как дела. Обязательно туда вернусь. И не только за итальянским шоппингом, но за этой улыбкой и гостеприимством. Но нам кажется, что это почти нереально, потому что мы бежим в каком-то сумасшедшем ритме.