Дважды уцелевший: история самолета, аварийно приземлившегося в 1976 году в Киеве, - ФОТО
Каунас — Киев: аварийная посадка Як-40 на Осокорках в 1976 году, - ФОТО. Фото: Airplane Pictures
Наверняка многие читатели знакомы с фильмом по реальным событиям «Чудо на Гудзоне», где самолет приземлился прямо в воду. Но не все уже помнят о том, что подобный случай был и в Киеве, когда борт Як-40 приземлился на болотах в районе Осокорков. Журналисты 44.ua решили вспомнить эту историю. Что это был за самолет, как его удалось посадить, какова его дальнейшая судьба, и насколько удачным было приземление.
Приводнение рейса Каунас — Киев на Осокорках
Каунас — Киев: аварийная посадка Як-40 на Осокорках в 1976 году, - ФОТО, Фото: Википедия
Советский самолет Як-40, с бортовым номером СССР-87541, 2 июня 1976 года выполнял рейс Каунас — Киев. Это был новый самолет, выпущенный менее чем за год до полета — 30 июля 1975. Принадлежал он Литовскому управлению гражданской авиации «Аэрофлота».
Пассажирский полет проходил нормально, без каких-либо недочетов, и уже должен был заходить на посадку в аэропорту «Киев» (Жуляны). Однако, уже начав приземление, на высоте 700 метров, экипаж получил диспетчерское распоряжение спуститься на 400 метров.
Командир В.С. Штилюс велел бортмеханику Л.С. Синкявичусу перевести двигатели в режим «малый газ», чтобы сбавить обороты. Однако, сразу три двигателя заглохли. По выводам комиссии, бортмеханик ошибся и перевел рычаги управления двигателем в режим наземного малого газа, а не полетного, что привело к их остановке. Также есть версия, что он их вовсе выключил, поставив режим «стоп». В Киеве также ходили слухи, что сделала это одна из стюардесс.
Попытки завести двигатели в полете успехом не увенчались. Для этого необходимо было пикирование, которое на подобных высотах не выполняется. Командир принял решение о вынужденной посадке на воду. До этого, в авиации СССР уже были случаи, когда самолеты успешно садились на воду. Борт взял курс на Днепр. Однако, до Днепра не дотянул, либо перелетел, и начал садиться на болотистой местности Осокорков.
Тогда еще крупного жилмассива не было. Находились там разве что рыбаки, ставшие очевидцами происшествия. Самолет пролетел под ЛЭП и начал садиться в районе улицы Коллекторной без шасси. Однако, полноценным приводнением это назвать нельзя, поскольку болотистая местность чередовалась с твердым грунтом, в результате чего самолет получил повреждения.
Но, к счастью, только самолет. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал. На земле в районе посадки тоже. Буквально через 15 минут, на место прибыли правоохранители, затем спасатели. Людей вывозили на надувных лодках. Очевидцы вспоминают, что пассажиры были очень веселыми, в отличие от экипажа, которому было не до смеха.
Расследование комиссии
Каунас — Киев: аварийная посадка Як-40 на Осокорках в 1976 году, - ФОТО, Фото: Pastvu
По факту происшествия началось расследование специальной комиссии. Оказалось, что для бортмеханика это был один из первых полетов после училища. Комиссия пришла к выводу, что это его ошибка. Несмотря на то, что действия экипажа впоследствии предотвратили более опасные последствия, наказали и бортмеханика, и командира. Последний получил строгий выговор, а механик был уволен. Были дополнительные меры или нет — неизвестно.
В выводах также было обозначено, что Литовское управление гражданской авиации ведет подбор персонала некачественно. Были даны соответствующие рекомендации по контролю за проверкой профессиональных навыков состава в освоении новой техники.
Дальнейшая судьба самолета
Каунас — Киев: аварийная посадка Як-40 на Осокорках в 1976 году, - ФОТО, Фото: Airplane pictures
Как ни странно, поврежденный самолет не был списан или разобран, как это обычно бывает. Напротив, судьба борта довольно интересна. После крушения, самолет СССР-87541 отремонтировали и вновь ввели в эксплуатацию. До 1988 года, он успешно продолжал работать в Каунасской Объединенной авиационной эскадрильи. С 1992 по 2007 год, борт работал в российской авиакомпании «Полет» из Воронежа.
Позднее, самолет вновь вернулся в Украину, в состав авиакомпании «Мотор Сич», получив новый номер — UR-MSX. В 2018 году он вновь попал в аварию. Уже в аэропорту Жуляны, до которого в 1976 не долетел. Находясь на рейсе Киев — Одесса, Як-40 выруливал со стоянки, зацепил генератор и перевернулся. В этот раз тоже никто не пострадал.
Этот самолет стал последним в украинской авиации из сохранившихся Як-40. Остальные были списаны раньше. То есть, борт не только пережил такую необычную и опасную посадку, но и продолжает работать уже через столько лет, пережив все остальные экземпляры своей серии. UR-MSX на данный момент числится на рейсах Киев — Запорожье и продолжает осуществлять полеты.
Напомним, что ранее мы рассказывали об истории аэропорта «Киев», а также о самолете Брежнева под Киевом.