
Собор империи: невидимые маркеры русского мира в святыне Киева

"Русский мир" на фресках Киева. Во Владимирском соборе до сих пор чествуют московских «святых».
В самом сердце столицы – Владимирском соборе – десятилетиями сохраняется визуализация имперской идеологии. Несмотря на формальную принадлежность храма к Украинской православной церкви, его стены продолжают нести в себе нарративы русского мира.
История собора: от идеи до воплощения
Идея постройки собора возникла в 1852 году по случаю 900-летия крещения Руси. Сбор средств был инициирован императором Александром II, и значительная часть финансирования поступала по всей Российской империи.
Строительство продолжалось с 1862 по 1882 год. Архитектурный стиль – неовизантийский. В строительстве собора участвовали ведущие архитекторы: Александр Беретти, Иван Штром, Владимир Николаев. Внутренняя живопись была завершена только в 1896 году.
Имперская программа росписи
Особое внимание следует обратить на художественное оформление. Над фресками работали более 90 художников, среди которых Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский и Сведомские.
Один из ведущих авторов – Виктор Васнецов, не просто декорировавший интерьер, а воплощавший имперскую концепцию «единой неделимой Руси». Именно он создал образы «московских» святых:
- Филиппа, митрополита московского
- Сергея Радонежского
- Александра Невского
Эти фигуры изображены на иконостасе рядом с украинскими святыми. Для украинского сакрального пространства такая композиция нетипична, и, по словам культуролога Богдана-Олега Горобчука, является визуальным проявлением колониальной политики Российской империи.
«Эти образы не случайны. Их появление – часть идеологической кампании по утверждению Киева как духовной метрополии русского мира», – объясняет Горобчук в видеоблоге «Разкультурення».
Символика как орудие идеологии
Васнецов изобразил Киев не как отдельную украинскую столицу, а как часть великороссийской истории. К примеру, в композиции «Крещение Руси» доминирует не локальный контекст, а обобщенный имперский. А образы князей и митрополитов по московской традиции утверждают в зрителе мнение о якобы общем духовном наследии с Москвой.
Художественные решения – не только эстетические, но и политические:
- Они закрепляли Российскую империю как духовного наследника Древней Руси
- Формировали образ «единой православной нации»
- Подменяли украинскую церковную идентичность на имперском
Что с этим делать?
Этот вопрос активно обсуждается среди историков, культурологов и духовенства. Варианты решения:
- Демонтаж фресок или их частей, прославляющих русскую империю
- Переосмысление через контекстуализацию: пояснительные таблички, QR-коды, экскурсии
- Создание альтернативных интерпретаций: современные художественные вмешательства, деконструирующие имперские смыслы
«Мы не должны прятать эти изображения. Но мы должны объяснять их контекст. Переосмысление важнее уничтожения», – говорит Богдан-Олег Горобчук.
Краткая справка о соборе
- Название: Владимирский кафедральный собор
- Местонахождение: Киев, бульвар Тараса Шевченко
- Архитектура: неовизантийский стиль
- Дата постройки: 1862–1882
- Внутренняя роспись: 1885–1896
- Художники: Васнецов, Врубель, Нестеров, Сведомские, Котарбинский
- Религиозная принадлежность: Украинская православная церковь (до 2022 года – УПЦ МП)
Этот храм до сих пор остается в центре духовной и общественной жизни Киева. Но его визуальный язык, созданный в XIX веке, говорит чужими имперскими голосами. И сегодня самое время задать вопрос: какой должна быть украинская святыня в свободной стране?
Еще не подписаны на наш Telegram-канал " Главные новости Киева – 44.ua "? Тогда присоединяйтесь к тому, чтобы быть в курсе всех актуальных, важных и проверенных новостей Киева, Киевской области и Украины.