А. Островский велик потому, что он умел, как никто другой, соединять социальное с личностным.
Пока еще о сегодняшнем дне, что, может быть, и правильно, никто не смог сказать с такой, в общем-то, и беспощадностью, и яростью, и пророческим даром, как это сделал Островский.
Я думаю, что имею право так говорить, потому что за последние годы я поставил много его пьес.
Просто перечислю: "На всякого мудреца довольно простоты", "Волки и овцы", "Женитьба Бальзаминова", "Без вины виноватые", и вот - "Доходное место".
Так что можете себе представить, как я наполнен Островским.
И, очевидно, всё это не случайно.
И, может быть, Островский никогда не был так востребован в России (да и в Украине), как сегодня.
Практически нет театра, который не ставил бы Островского, да еще и по нескольку раз.
Дело в том, что Островский, вслед за Мольером, кажется, не оставил ни одного явления, ни одной черточки нашего с вами характера, да и просто ни одной заповеди, которые мы постоянно нарушаем и о которых он говорит в своих произведениях.
Поэтому, когда речь идет об Островском, то каждый режиссер, который его ставит, должен в обязательном порядке почувствовать и поэзию его творений, я уже не говорю об избитых истинах - характерах, столкновениях.
Хрестоматийность Островского всем известна.
Но всегда, мне кажется, в лучших его произведениях наличествует возможность выйти на глубинные вопросы.
И, очевидно, в них огромную роль играет присутствие философской притчи.
Вот почему он и сложен, и прекрасен, и глубок, и интересен для каждого, кто к нему прикасается.
Само понятие-заглавие - "Доходное место" - на титульном листе пьесы гипнотизировало, и никто не хотел обратить внимание на первую фразу: "Я люблю вас…".
А это ключ к пониманию всей пьесы.
"Доходное место" - одна из самых прекрасных пьес, посвящённых теме любви.
Кто ещё умел так писать о ней, как А.Островский?!
И только поэтому пьеса "Доходное место" так социально заострена.
Любовь - вернейший осколок, на котором выверяется понятие доходных мест. Всесилие денег.
А то, что сегодня, спустя полтора столетия, это читается ещё острее, - говорит о воистину пророческом даре Великого Русского Драматического Поэта.
И всё же, всё же, всё же.
Я хочу верить: есть вещи, которых и сегодня купить нельзя.
И что слова - "Честь", "Достоинство", "Любовь" - мы не оставили навсегда в прекраснодушном XIX веке.
Об этом я и хотел поставить спектакль. Аркадий Кац (режисёр).
Продолжительность 3 часа.